Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Тема дня

В Бугульме будущий космонавт Сергей Рыжиков был воспитанником детского сада «Чебурашка»

Малые города своих героев любят и не забывают. Сергей Рыжиков - национальное достояние. Земляком его сегодня считают на родине матери в Оренбургской области и в Нижневартовске, где окончил школу и аэроклуб. Полетев в космос, Сергей присоединился и к списку знаменитых бугульминцев, встав в один ряд с Надеждой Кадышевой и Алсу....

- Моя семья родом из Оренбургской области - Северный район, село Каменогорское. Папины родители жили там. А мамины переехали из деревни сюда. Вслед за ними потянулись их дети, чтобы помогать старикам. В Бугульме живёт и моя двоюродная сестра. А вообще нас было семеро. Мой родной брат стал врачом-фтизиатром, заслуженным врачом РФ, сестра трудится в медучилище. Я тоже медсестра, окончила наше училище, успела поработать в детской больнице и гинекологическом отделении роддома.

Родители были благочестивы. Религия хоть и под запретом, папа - коммунист, но Бог всегда был с нами. Страшные времена - помню даже, как на моих глазах сжигались иконы, этот кошмар забыть невозможно. Три года назад в Каменогорском Сергей установил поклонный крест, открыл домовый храм. Было сложно. Сельский храм в честь Преображения Господня разрушили в революцию, с тех пор люди забыли о вере и Боге. На сходе граждан с настороженностью слушали предложение. Потом долго искали подходящий дом, остановились на заброшенном детском саду. Сын его капитально отремонтировал, установил купол с крестом, внутреннее убранство, потом правящий архиерей освятил. Для Сергея посетить деревню - святое. Когда он приезжает, на службу в храме собирается много народу. Он уже звонил в Каменогорское из космоса.

- Почему Вы не любите давать интервью?

- Потому что мы люди скромные, не публичные, ничем не кичимся.

- Как воспитать такого сына?

- Меня родители воспитывали очень строго. Нет, не били никогда! Воспитывали взглядом. Я рано осталась одна со своими детьми и очень хотела, чтобы они выросли настоящими мужчинами, достойными людьми, и мне было за них не стыдно. Поэтому в первую очередь подавала пример сама, ведь всё - из семьи. Много времени мальчики провели и у дедушки с бабушкой. Учились у них. Мой отец возглавлял горфинотдел, мама работала воспитателем в детском доме. Сергей ходил в Бугульме в ясельки на улице Якупова, недалеко от нашей квартиры. Потом в детский сад «Чебурашка», что ныне - лицей № 2. А вскоре уехали. Обоих сыновей держала в строгости, до сих пор переживаю, что не додала материнской ласки. Но страшное время того требовало: наркомания процветала; товарные ряды - пусты. Сергей рано стал взрослым: когда привозили муку, вставали в очередь, но нести мне было не под силу, а мой маленький мужчина-первоклассник тащил. И всё так покупали: мешками, ящиками, баулами - по-другому в Нижневартовске не продавали. Сыновья успокаивают, говорят: «Спасибо, если бы была строже, ещё лучше бы выросли». Когда уходила на дежурство, писала список: какие дела по дому выполнить, какие продукты купить. Это помогало самодисциплинироваться. Сергей признаётся, что до сих пор составляет списки и всё старается структурировать.

- Каменогорское, Бугульма, Нижневартовск… А как Вы оказались в монастыре в Ярославской области?

- Когда Сергея зачислили в отряд космонавтов и перевели из Читы, где он нёс службу, в Звёздный. Внук Иван пошёл там в школу имени Владимира Комарова, но через некоторое время сказал, что обстановка ему не по душе, и учиться там не будет, начал проситься в православную гимназию. Мы искали варианты. А летом они вместе с отцом отправились в Великорецкий крестный ход - Сергей совершает его уже лет семь подряд - там познакомился с батюшкой, по чьей рекомендации устроили внука в гимназию при Свято-Алексеевской пустыни. Когда я поехала его навестить, попала там в больницу и, выздоровев, не смогла с этим местом расстаться. Внук уже четвёртый год, как в МГУ учится, а я всё в гимназии медицинским работником тружусь. Дети там просто удивительные - в миру таких чистых глаз не встретишь. Без Бога сложно. Когда я жила в Бугульме, ходила в воскресную школу для взрослых к отцу Сергию (ныне отец Филипп) в Казанском соборе.

- Как выходили на связь с сыном в Бугульме?

- Всей семьёй собирались у сестры. Её сын разбирается в компьютерах: установил специальную программу, у него есть микрофон, ноутбук и веб-камера. Связь устанавливается через ЦУП (центр управления полётами). Оттуда звонят, чтобы назначить время. Каждое воскресенье теперь ждём, как праздник.

- Ваша встреча с космонавтами Антоном Шкаплеровым и Алексеем Овчининым в Бугульме была запланирована?

- Это вышло совершенно случайно. Приехала сюда по своим семейным делам - на день памяти сестры. Думала побыть с родственниками, отметить день рождения брата. А они меня позвали на это мероприятие. Я искренне удивилась, увидев Антона и Алексея.

- Известный факт, что у космонавтов есть много традиций и обычаев перед полётом. Как морально готовился Сергей?

- Он съездил на Афон перед стартом, вернулся очень счастливым. Побывал там во многих монастырях, помогал. Привёз нам много святынь. В 2014 году мы ездили на Святую землю. На МКС каждый космонавт берёт личные вещи, весом не более килограмма. Шейн Кимброу взял фотографии родных, Андрей Борисенко - книгу и памятную игрушку, а Сергей - икону и Библию.

- Как часто приезжаете в Бугульму?

- Бываем здесь постоянно. Сергей в этом году приезжал раз шесть. У него есть мечта. Сын хочет, достигнув пенсионного возраста, купить дом и землю. Он очень дружен с отцом Георгием Михайлиным, настоятелем храма Георгия Победоносца на Верхнем посёлке. Приезжая в Бугульму, всегда первым делом едет к нему в гости. Батюшка его познакомил с селом Сосновкой, где располагался Александро-Невский монастырь. Мы ездили с ним на праздник Сошествия Святого Духа (на фото выше): убирались в храме Державной иконы Божией матери, служили литургию, а потом дети из православного лагеря выступали (в тот далёкий 2011 год мне довелось быть директором этого лагеря, тогда уже и штатным корреспондентом «БГ» - прим.автора). Потом Сергей осматривал заброшенные монастырские постройки, слушал рассказ об истории обители. Сын влюбился в это место, хочет там строить дом. Мы все прочитали книгу Владимира Сальникова об истории. Я ещё три месяца у батюшки работала поваром.

- Как Вы узнали, что сын полетит в космос?

- Мы были с Ваней дома, когда Сергей пришёл и сообщил, что прошла госкомиссия, и его включили в состав пилотируемой группы, но не сказал, что командиром - никогда не похвастается. После этого было много волнительных моментов. Например, когда сын проходил «выживание» (фото внизу слева) - проживал со своей командой разные ситуации, которые могут случиться. Потом переживала, когда он с ребятами пришёл к нам на ужин. Нервничала по поводу, что готовить, как встречать. А потом пришли ребята. Андрей Борисенко старше Сергея, да и летит второй раз, Роберт Шейн Кимброу тоже старше. Спрашиваю их, как они допустили, что мой сын - командир, а Шейн ответил, что с таким командиром хоть куда.

- Наверно, это волнение не сравнить с тем, что Вы чувствуете сейчас?

- Когда я была на Байконуре…Этого не описать словами. Очень тревожно. У меня на старте от волны все пуговицы отвалились у пальто. А потом - дымка, туман. Корабль ушёл, ничего не видно. Это огромный стресс. Потом смотрела повтор. Начальство отметило, что у Сергея всё прошло чётко, по-гагарински. Мы с внуком вернулись домой, на следующий день у сына была стыковка корабля. Смотрела её в ЦУПе в режиме онлайн. На огромном экране - корабль, приближающийся к международной космической станции, на фоне - немое молчание десятков людей: приглашённые гости, руководство. Только молитва меня и спасала в эти моменты. А потом люк открылся. Сергей счастливый и радостный оказался в корабле. И в выходной он позвонил - успокаивал, говорил, что всё хорошо.

Невольно вспоминаются и строчки из знаменитой песни Майи Кристалинской «Опустела без тебя Земля. Как мне несколько часов прожить?». Это даже не служба в армии. Это космос - бесконечный, неизведанный, чужой. Прожить от звонка до звонка, до эсэмески с фото или видео в мессенджере Вайбер. С постоянной молитвой на устах: «Господи, спаси и сохрани сына!».

Анастасия Бердникова

Фото автора

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
2VtzqxQJDx7