Полную версию читайте в свежем выпуске
«Бугульминской газеты» от 17 августа
Бугульминский район
16+Это не сюжет компьютерной игры, а реальность любого аэропорта. Только его работникам и пилотам хорошо известно, какую угрозу могут представлять птицы самолётам. В триллерах эти факты показаны с такой достоверностью, что при просмотре фильмов, волосы на голове начинают шевелиться, как, впрочем, и задумывали режиссёры. Но отправляясь в воздушное путешествие, эти...
Это не сюжет компьютерной игры, а реальность любого аэропорта. Только его работникам и пилотам хорошо известно, какую угрозу могут представлять птицы самолётам. В триллерах эти факты показаны с такой достоверностью, что при просмотре фильмов, волосы на голове начинают шевелиться, как, впрочем, и задумывали режиссёры. Но отправляясь в воздушное путешествие, эти мысли пассажиров не посещают. А всё потому, что в современных аэропортах разработаны целые методики предотвращения ЧП, связанных с пернатыми.
- Птицы - это угроза для авиации, - рассказывает Ринат Шакиров, директор ООО «Аэропорт «Бугульма». - Она может возникнуть в любое время и совершенно неожиданно. Много лет назад гусь на высоте 5 400 метров ударился о стекло со стороны второго пилота. Были случаи и с совами. Если в приаэропортовой зоне есть свалки, высокая трава, много деревьев - для птиц это лучшее место обитания. И наша задача максимально уменьшить вероятность появления пернатых на лётной полосе и в воздушной зоне при сохранении численности птиц.
Для учёных Казанского федерального университета вопрос сохранения жизни птиц и снижение количества столкновений их с самолётами - интересен.
- Современность требует ликвидации любых рисков, связанных с безопасностью людей, - говорит Ильгизар Рахимов, заведующий кафедрой биоэкологии, гигиены и общественного здоровья КФУ. - Наша задача оценить опасность, исходящую от птиц, связанную с эксплуатацией аэропорта «Бугульма». Практически все крупные аэропорты страны провели подобные исследования. Здесь подобные исследования - впервые. У нас есть подобный опыт на базе аэропорта «Казань». Первый этап исследования прошёл в начале лета. Учёные в течение трёх дней от рассвета до заката кропотливо исследовали каждый метр приаэропортовой зоны. Собрали много материала об орнитологической обстановке. Ещё предстоит изучить поведение и количество птиц в период осенних и весенних миграций, а также оценить зимнюю ситуацию.
- Работали не только днём, но и в сумерках. Нас интересовал и взлётно-посадочная полоса и окрестности аэропорта. Проводили учёт суточной активности птиц, - отмечает Ильгизар Рахимов. - Теперь же, помимо полевых исследований, требуется огромная работа с картографическим материалом, обзор литературы, знакомство и контакты с аналогичными группами и многое другое.
- Учёные даже жучков собирали на полосе, потому что определённое покрытие привлекает разных насекомых, а они в свою очередь - птиц, - добавляет Владимир Кондаков, начальник аэродромной службы.
Камилла Латыпова,
слушательница Школы молодого журналиста.
Фото Анастасии Бердниковой