Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Социальный ракурс

Не только для бугульминских медиков

Появилась в продаже новая книга известного бугульминского врача А. Вязьмина «Терапия с извлечением из анатомии, физиологии и пропедевтики внутренних болезней». Это - учебное пособие для учащихся медицинских училищ и студентов мединститутов. Своеобразные «конспекты лекций» стали вторым, уточнённым и дополненным, изданием, вышедшим в Уфе. Иван ВАСИЛЬЕВ Фото автора Анатолий Павлович Вязьмин...

Появилась в продаже новая книга известного бугульминского врача А. Вязьмина «Терапия с извлечением из анатомии, физиологии и пропедевтики внутренних болезней».

Это - учебное пособие для учащихся медицинских училищ и студентов мединститутов. Своеобразные «конспекты лекций» стали вторым, уточнённым и дополненным, изданием, вышедшим в Уфе.

Иван ВАСИЛЬЕВ

Фото автора

Анатолий Павлович Вязьмин - заслуженный врач ТАССР, заслуженный учитель школы РСФСР, отличник здравоохранения СССР. Профессор Российской академии естествознания. Награждён медалью В.И. Вернадского. Почётный гражданин Бугульмы. Внесён в энциклопедию «Лучшие люди России». С 1958 по 2000 год был директором Бугульминского медицинского училища, преподаватель высшей категории.

Наш корреспондент встретился с А. Вязьминым и попросил его ответить на некоторые вопросы.

- Анатолий Павлович, новая книга, как и многие Ваши печатные работы, видимо, тоже отличается от типовых учебников и обычных учебных пособий?

- Да, действительно, это учебное пособие для медицинских учебных заведений можно считать необычным, до сих пор не встречавшимся (по крайней мере, в системе среднего медицинского образования). Во-первых, наше учебное пособие по форме и содержанию - это лекции, то есть - печатное воспроизведение всего самого главного, прозвучавшего на 43 лекционных занятиях по терапии, проведённых мною в Бугульминском медицинском училище, последний цикл которых состоялся в 2007 - 2009 годах. Лекционная форма в учебном процессе имеет свои специфические преимущества перед другими видами занятий, но в медицинских училищах и колледжах она мало распространена, прежде совсем не применялась. Я в индивидуальном порядке перешёл на лекционно-семинарский метод изучения терапии (с постоянным тестово-программированным контролем) ещё в 1970 году. В первом номере журнала «Фельдшер и акушерка» за 1985 год была напечатана моя статья «О лекционно-семинарском методе изучения внутренних болезней в медицинском училище». Печатные издания лекций по какой-нибудь клинической дисциплине для вузов - большая редкость, для медицинских училищ и колледжей - совсем пока не существуют.

Во-вторых, об «извлечениях». Дело в том, что изучение клинических дисциплин (терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология и другие), начинающееся на втором-третьем году обучения в медицинских училищах и колледжах, основывается на знаниях общемедицинских предметов (анатомии, физиологии, фармакологии, общей патологии), которые изучаются на первом курсе.

- Всё становится понятным: плохая выживаемость знаний - это известная болезнь большинства учебных заведений…

- Это ещё очень мягко сказано. Мне хорошо известно, как в последние полвека, из года в год, как в средних, так и в высших медицинских учебных заведениях страны, неуклонно снижается внимание к изучению фундаментальных наук - анатомии, физиологии, биологии, общей патологии. Это выражалось в постепенном уменьшении учебного времени на их изучение, статуса итоговой аттестации по этим предметам, материальных средств на оснащение соответствующих кафедр и кабинетов. Дополните ситуацию ещё тем, что в последние 10-15 лет ухудшается уровень подготовки выпускников средних школ и, к великому огорчению, снижаются старание и самоотдача в работе не только студентов, но и многих преподавателей Вы тогда представляете ситуацию, которая складывается на втором-третьем курсах: нужно изучать болезни органов и систем человека, а необходимых знаний и представлений о их строении и функции у студентов нет. Именно поэтому в моём учебном пособии каждому разделу программы предпосланы специально написанные фрагменты, содержащие все предварительные сведения, необходимые для сознательного изучения внутренних болезней - это так называемые «извлечения». Они предназначены для самостоятельной подготовки студентов перед началом прохождения каждого раздела терапии.

- В книге ещё фигурируют «извлечения из пропедевтики», причём ваше первое издание вышло под названием «Терапия с извлечениями из анатомии, физиологии и пропедевтики», а второе названо «Терапия с извлечениями из анатомии, физиологии и пропедевтики внутренних болезней». Почему?

- Греческое слово «пропедевтика» - propaideuo - следует перевести как «предварительно обучать». Пропедевтика - это предмет медицинских знаний, необходимых начинающему медику, уже усвоившему строение и функции органов человека на схемах, муляжах и трупах, перед началом изучения болезней и общения с пациентами. К нему относятся общая методика обследования пациентов, изучение специальных исследований, правила общения с больными и их родственниками. Каждой клинической дисциплине (терапия, хирургия, педиатрия, психиатрия и другие) соответствует «своя» пропедевтика. В каждой из них специфика, в каждой - стремление как можно больше и лучше изучить симптомов, характерных для той или иной группы болезней. Самая большая из них - внутренние болезни (терапия). Пропедевтика внутренних болезней в медицинских институтах и университетах выделена в самостоятельный предмет, обязательный для всех специальностей лечебно-профилактического факультета. Фактически знания, умения и навыки, полученные здесь, используются врачами всех специальностей. В медицинских училищах и колледжах в 90-х годах прошлого века была предпринята попытка, не очень удачная, ввести для фельдшеров-лечебников предмет «пропедевтика клинических дисциплин», куда в качестве составной части входит и «пропедевтика внутренних болезней». Идея добавить к названию первого издания книги «Терапия с извлечениями из анатомии, физиологии и пропедевтики» два слова - «внутренних болезней» - принадлежит рецензенту, профессору В.Н.Ослопову.

- Всем вашим извлечениям предшествуют пометки «Для внеаудиторной работы», «Внеаудиторно» или «Для подготовительной работы». То есть студент с извлечениями должен работать самостоятельно? Без преподавателя?

- Совершенно верно. Преподаватель должен эту работу планировать, своевременно давать домашние задания для подготовки студентов к очередной его лекции, а также периодически контролировать её различными методами, включая копьютерный и безкомпьютерный тестово-программированный контроль, для чего мною разработаны и опубликованы около 1300 тестов с комментариями. Студенты не избегают чтения извлечений, а, наоборот, считают их спасательным кругом от прошлогодних своих пробелов в изучении анатомии и пропедевтики.

- Видимо, ваше пособие удобно для использования в вечернем и заочном образовании?

- Да, это так. Эти формы подготовки медицинских работников ведутся в Казанском государственном университете и его филиале в Набережных Челнах. Однако, в Бугульминском медицинском училище работает отделение повышения квалификации средних медицинских работников, многим его курсантам пособие будет весьма кстати. Думаю, что обращаться к нему полезно медицинским работникам всех специальностей и не только во время прохождения курсов.

- Анатолий Павлович, другими (но не второстепенными) положительными особенностями вашего пособия являются авторский язык, чёткая и логическая последовательность изложения фактического материала, простая и вполне научная формулировка определений болезней, всех специфических медицинских терминов, расшифровка всех впервые встречающихся студентам иностранных слов. Но не вызовут ли перегрузку у студентов приведение многих фактов из истории медицины, научных работ и теорий большого числа отечественных и иностранных учёных?

- Исторические факты о процессе изучения той или иной болезни, об условиях возникновения важной научной концепции в медицине не затрудняют, а, наоборот, облегчают процесс познавания, повышают интерес к предмету, стимулируют студентов к учебно-исследовательской деятельности, прививают преданность избранной профессии. В книге приводится много исторических фактов, утверждающих важные приоритеты русских и отечественных учёных.

- Просматривая книгу, видел немало Ваших личных воспоминаний, впечатлений и случаев, относящихся к развитию здравоохранения в нашей республике и в Бугульме. Они вызывают повышенный интерес даже у читателя-немедика.

- Отражают связь учебного процесса с местным практическим здравоохранением. Кстати, и основная, специальная, часть лекций читается легко и с достаточным пониманием большинства вопросов обычным читателем.

- Не очень скромный, но практический вопрос: на какие средства издана ваша новая книга?

- Половина стоимости издания оплачена мною (экономия пенсии за несколько лет), другая - моими детьми. Для наших студентов книга продаётся непосредственно в училище по фактической их себестоимости в книжном магазине, что на улице Джалиля, - подороже. Есть надежда, что какая-то часть личных затрат будет компенсирована. Об авторском гонораре (то есть об оплате за мой труд, о прибыли) никакой речи не шло и не идёт.

- Спасибо, Анатолий Павлович, за интересную беседу. Желаю Вам доброго здоровья и творческих успехов.

- Спасибо!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 

2VtzquirgLe

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: 250

2VtzqvFmbm5