В этом году Центральный аэроклуб Татарстана отметил 85-ю годовщину со дня образования. Филиалом этого добровольного общества является и бугульминский аэроклуб, который в последнее время, к большому сожалению, нуждается в материально-финансовой поддержке.
– Он создавался 18 лет тому назад, при поддержке местного городского руководства, с разрешения Совета РТ и согласия Центрального аэроклуба республики, как региональная структура юго-востока Татарстана, – поведал начальник бугульминского аэроклуба Яков Лукьяненко. – Изначально планировалось готовить не только парашютистов, но и пилотов на «Як-52». Для занятий нам пообещали самолет и планер. Но ввиду того, что Центральный аэроклуб имел всего три самолета в Казани, из которых только два находились на ходу, мы остановились на подготовке парашютистов. В то время, практически параллельно с нами, в соседнем Октябрьском также начал развиваться аэроклуб. Его солидно профинансировало башкортостанское руководство. Для прыжков с километровой высоты клуб приобрел самолет «Ан-2». Мы заключили с ними договор, начали готовить наших парашютистов и одновременно своих инструкторов по прыжкам с парашютом. Кстати, для молодежи суть дела не в прыжках. У ребят идет формирование психики. Решиться на то, чтобы впервые в своей жизни шагнуть из самолета в бездну с километровой высоты сможет не каждый. Идет естественный отбор, преодоление страха, после первого прыжка формируется личность со своим устойчивым мировоззрением.
Да, было время, когда специалистов приглашали со стороны. Но сейчас инструкторский состав в бугульминском аэроклубе вполне профессиональный, собранный из доморощенных спортсменов. Среди них Валентина Морковская. Она совершила около 600 прыжков с парашютом, является кандидатом в мастера спорта, а сейчас умело делится комплексом подготовки с начинающими любителями неба. Сама Валя постоянно участвует в различных соревнованиях и показывает приличные результаты. Очередной успех пришел недавно. В Казани завершились состязания по парашютному спорту, посвященные памяти Вадима Пашкова, в которых бугульминка в многоборье заняла второе место по точности приземления и стала бронзовым призером по всем показателям (плавание на 100 метров, бег на 1 500 метров и пять прыжков с парашютом).
– В аэроклуб меня привела мама, когда мне было 16 лет, – рассказала Валентина. – В свое время она мечтала о скалолазании и хотела прыгать с парашютом. Увы, с этим у нее не срослось, и ее задумки частично перешли на меня. До этого я увлекалась боевыми искусствами, а когда первый раз совершила прыжок, меня сразу же затянуло небо, откуда можно увидеть всю бесконечную красоту нашей природы. Думала, что после декретного отпуска перестану прыгать. Но нет. Адреналин перехлестывает мое состояние души, и я все чаще стремлюсь совершить свой очередной прыжок в бездну. К сожалению, наш аэроклуб сейчас нуждается в материальной поддержке. На данный момент у нас нет приличного помещения для занятий парашютным спортом. А все навыки оттачиваем в стрелковом тире кадетской школы-интерната или даже на улице. По большому счету, у нас даже нет хорошего парашюта. Его каждый раз для прыжков приходится заимствовать у коллег из Октябрьского. Взносы, а они немаленькие, за участие в спортивных соревнованиях и за прыжки вносим из своего кармана.
Работает в аэроклубе и Елена Семдянова. У бесстрашной девушки за плечами более 300 прыжков.
Любопытная деталь, несмотря на то, что в Бугульме нет своего самолета для выброса десанта, наш аэроклуб нисколько не уступает базовому учреждению из Октябрьского по количеству подготовленных парашютистов. А все потому, что несмотря на определенные материальные трудности, наши инструкторы продолжают регулярно учить прыгать с парашютом спортсменов разных возрастов из городов юго-востока Татарстана. В год проходят подготовку около 200 человек. Было и больше, но проблема в том, что каждый год парашютные прыжки дорожают. Спортсменам приходится платить по 2 400 рублей за один выход из самолета в воздушное пространство. В былые времена все происходило с точностью до наоборот. Государство парашютистов вознаграждало тремя рублями за прыжок. За эти деньги можно было съездить в тот же Октябрьский не один раз.
Кстати, бугульминский аэроклуб тогда финансировался из городского бюджета. Затем его в составе 10 человек, включая и медработника, ввели в штатное расписание ДЮСШ № 1. Сейчас клуб заключил договор с кадетской школой-интернатом и готовит ребят к прыжкам с парашютом, а по профорганизационной программе в рамках реализации республиканского проекта «Страна Авиация» учит и пилотированию самолетов.
Для этого был выделен специальный класс, где установлен тренажер кабины «Як-52». Здесь будущие покорители неба изучают конструкцию летного аппарата, самолетовождение, авианавигацию, аэродинамику, радиоприборы, метеорологию, психологию. Примечательно, что посещать занятия могут учащиеся из других общеобразовательных школ города и района. Курс обучения рассчитан на два года. Если ребята полностью пройдут необходимую подготовку (теорию и тренажеры), то будут иметь возможность под присмотром инструктора самостоятельно летать несколько часов на учебном самолете в Октябрьском. Впоследствии юноши и девушки могут стать гражданскими летчиками или военными пилотами. Примеров тому не счесть. Выпускник кадетской школы-интерната Антон Дроздов, окончив Бугурусланское летное училище гражданской авиации, в качестве пилота обслуживает воздушные междугородные рейсы страны. Еще один бывший кадет – Тимур Хазиев, получивший диплом о среднем образовании с отличием, сейчас является курсантом Краснодарского военного училища. Сбылась мечта и Артура Симакина. Юноша также обучался в кадетской школе-интернате. Окончив, подал документы в Сызранское вертолетное военное училище, успешно сдал вступительные экзамены, прошел по конкурсу и теперь является курсантом этого учебного заведения. После присвоения звания лейтенанта, бугульминец отправится служить в морскую авиацию.
– Из-за финансовых трудностей в аэроклубе возникают определенные проблемы, – поделился директор школы-интерната Анатолий Сергеев, на чьей базе пока проходят занятия парашютистов. – Мы 50 процентов оплачиваем за прыжки наших кадетов, остальная сумма приходится на долю родителей ребят. А вот парни из других школ, которые посещают тренажеры, не всегда готовы заплатить за прыжки 2 400 рублей. По сути, занятия в аэроклубе для юношей – это освоение военно-прикладной специальности для будущих защитников Отечества, а значит, этим должны быть заинтересованы военные ведомства. Также ДОСААФ и, разумеется, государство, от которых можно было бы ожидать финансовую и кадровую поддержку на развитие филиалов. Кстати, в Татарстане их всего два – Бугульминский и Мензелинский.
Стоит отметить, что Центральному аэроклубу Татарстана республиканским правительством ежегодно выделяется 37 миллионов рублей на развитие организации. Как говорят специалисты, без поддержки государства авиация – это не авиация. И с этим не поспоришь.
Сергей БРЮХАЧЕВ
Фото автора
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса