Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Твои люди, Бугульма

История бугульминки,выдержавшей удары судьбы

Чем дальше победный 45-й год, тем больше признательности у бугульминцев тем, кто в тяжелые годы ковал Победу на фронте и в тылу.

Об этом свидетельствуют воспоминания местных жителей о своих отцах, дедах, прадедах, родных, публикуемых в «Бугульминской газете» и «Бугульма авазы». Читая эти публикации, тоже решила присоединиться к ним и рассказать о сложной судьбе своей тети, сводной сестры моей матери, участнице Великой Отечественной войны Гибайдуллиной Галимы Исламовны.

Родилась она в 1912 году. Место, где появилась на свет, и кто были ее родители, не знала. То были годы гражданской войны и почти поголовной эпидемии тифа. В два года Галима осиротела и оказалась на попечении престарелой бабушки. Та работала целыми днями на соседского бая, как говорится, «за кусок хлеба и сахара».

Подрастая Галима Гибайдуллина стала осознавать, как тяжело приходится бабушке воспитывать внучку. Жили бедно, впроголодь. Постоянные слезы в глазах пенсионерки вынудили Галиму пойти в приют, находившийся в то время возле нынешнего военкомата. Галима Исламовна с благодарностью вспоминала директора учреждения Сакиню Миннекаеву, встретившую ее на пороге приюта плачущую. Узнав о причине ее прихода, женщина приняла ее, окружила заботой, вниманием. Время от времени помогала и бабушке Галимы. Нет-нет да и передаст ей через внучку чашку супа, каши и прочие продукты. Та спешила к пенсионерке не только, чтобы прокормить, но и просто увидеть ее добрые глаза. Через некоторые годы приют перевели в Петровку, а затем в монастырь. Связь с бабушкой прервалась, она умерла в возрасте 96 лет.

Повзрослевшую Галиму Гибайдуллину забрала к себе сводная сестра (тоже бывшая воспитанница приюта), имевшая к тому времени троих собственных и троих приемных детей. Бремя ответственности, свалившееся на хрупкие плечи моей, еще юной матери, было огромным. И как же нужно было трудиться главе семейства, чтобы прокормить, обуть и одеть большую семью. Спасало лишь личное хозяйство.

Из-за частых переездов с одного места на другое (отец был дорожным мастером) начались проблемы с обучением подрастающих детей. Не все из них получили должное образование, в том числе и тетя. По ее воспоминаниям сложно было в приемной семье, приходилось много помогать по хозяйству и присматривать за малолетними детьми. Однако, несмотря на трудности, она справлялась.

Достигнув восемнадцатилетия в 1930 году, Галима Исламовна отправилась в поисках счастья и заработка на стройку в Магнитогорск. Потом вернулась в Бугульму и устроилась на железную дорогу. В разное время там трудилась слесарем, путевым обходчиком, ремонтным рабочим, сторожем, уборщиком рабочих помещений.

Известие о войне застало ее на дежурстве. В тот же день, ничего не объясняя, многих ремонтников увезли в Куйбышев, где начали формировать состав из 1 700 человек для отправки на фронт. Так Галима Исламовна в 1942 году была зачислена в состав спецформирований, занимавшийся непосредственно на полосе фронта восстановлением и эксплуатацией железных дорог.

Службу начала с Керчи. На месте назначения перед ней открылась страшная картина: повсюду лужи крови, изувеченные трупы людей, погибших во время немецкой бомбежки. В перерывах между артобстрелами приходилось не только заново ремонтировать железнодорожные пути, но и собирать тела погибших, копать для них братские могилы.

Отступая под ударами Советской армии фашистские войска сметали все на своем пути. Взрывали железные дороги и мосты, станции, жилые дома и другие сооружения. После очередных бомбежек приходилось прятаться в подвалах, в которых люди порой находились по пять и более суток. В одно из затиший рабочей группе, благодаря мастеру Мирактанову Василию Петровичу, удалось выбраться из подвала и добраться до берега. Там из-за маленького роста Галима Гибайдуллина не смогла забраться на катер, в бешеной спешки ее забыли. Осталась на берегу одна, кто-то сильным толчком в спину спихнул ее в море. Грозила неминуемая гибель, ведь плавать она не умела. К счастью в воде перед собой увидела пустую бочку. Уцепилась за нее и, судорожно перебирая ногами, поплыла за катером. Вскоре ее заметили и спасли. Это было одно из многочисленных испытаний судьбы Галимы Исламовны.

Во время отъезда из Керчи ее группа снова подверглась бомбежке, но все обошлось. А вот под Сталинградом едва не попала в окружение. Весь состав из 350 человек чуть не погиб из-за налета фашистов. Однако машинист поезда успел быстро прицепить вагон с рабочими и на огромной скорости уехать с места боя. Из воспоминаний Галимы Гибайдуллиной спаситель, якобы, был тоже бугульминцем.

Дальнейшее восстановление путей проходило за 2-м Украинским фронтом при освобождении городов Тихорецк, Львов, Старобельск, Белоцерковь и других. В Запорожье, при бомбежке деревни Сосновка, получила контузию, взрывной волной ее засыпало в окопе. Но ее успели откопать.

При освобождении Минска одна белорусская семья, узнав, что Галима сирота, хотела ее удочерить и оставить у себя. Но она отказалась. С железнодорожными войсками, пройдя Польшу, Венгрию, Болгарию, Чехословакию, дошла до Германии. Из первоначально сформированного в Куйбышеве состава железнодорожников в 1 700 человек погибло больше тысячи.

В июне 1944 года руководство военного эксплуатационного отделения (ВЭО) объявило Галиме Исламовне благодарность «За отличную работу на прифронтовом участке» и Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1945 году она была награждена медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 12 сентября того же года ВЭО было расформировано, а через три дня Галима Исламовна была откомандирована на Куйбышевскую железную дорогу в качестве ремонтного рабочего.

Так она вернулась в Бугульму и заселилась в женское общежитие, находившееся в одном из железнодорожных бараков, где по утрам проводились планерки мастеров и рабочих. Затем ей выделили комнату в кирпичном доме возле водонапорной башни. Оба здания сохранились до сих пор.

Начавшаяся мирная жизнь стала преподносить свои «сюрпризы» и новые испытания. Однажды утром 1948 года наша семья услышала надрывный плач тети, лежавшей на крылечке нашего дома. Позже она рассказала, что вернувшись с ночного дежурства домой увидела только голые стены. Все пропало, что было приобретено за годы послевоенной жизни. Оказалось, украли вещи сослуживица вместе с сожителем, приехавшие погостить. Вдобавок прихватили и документы.

Мои родители не могли ей помочь материально. Для нашей многодетной семьи, как и для многих других, послевоенные годы были самыми тяжелыми. А страна не спешила воздать должное участникам войны, все силы направила на восстановление народного хозяйства. Чтобы начать жизнь с чистого листа у Галимы Исламовны был один выход, и она им воспользовалась. В то время многие татарстанцы, в том числе и бугульминцы, выезжали на стройки страны, на шахты Донбасса и Кузбасса. Галима Гибайдуллина тоже решила последовать их примеру и уехала трудиться до 1957 года.

Вернувшись в Бугульму она вновь устроилась на железную дорогу рабочей по ремонту зданий и сооружений. На заработанные на стройках страны деньги построила небольшой домик на Верхнем поселке. Начала возвращать статус участника Великой Отечественной войны, ведь, как упоминала ранее, документы были украдены вместе с вещами. Для этого ей пришлось ехать в Подольск Московской области, в архив Министерства обороны страны.

В своем домике она бы спокойно дожила до конца своих дней не случись очередное несчастье. По неизвестной причине постройка загорелась когда Галима Исламовна находилась на работе. В результате дом сильно пострадал, находиться в нем было уже небезопасно. Сколько ей после этого пришлось пролить слез, потратить сил и здоровья, простаивая в очередях в исполкоме горсовета, чтобы получить хоть какое-то жилье как участнику войны. Даже пришлось обратиться к министру обороны. И только после сдачи своего полуобгоревшего дома и участка, на котором он находился, ей наконец-то предоставили однокомнатную квартиру в новом доме на улице Тухачевского. На тот момент Галиме Гибайдуллиной уже исполнилось 70 лет. Одновременно она добивалась инвалидности по контузии, полученной на фронте и заболеваниям, приобретенным в процессе производственной деятельности. Инвалидность так и не получила.

Выйдя на пенсию, Галима Исламовна продолжала трудиться еще 20 лет. Десять из них отдала разным предприятиям города и района, остальные – родной железной дороге. Окончательно рассталась с ней в 1988 году в возрасте 76 лет. В июне того же года Указом Президиума Верховного Совета ТАССР пенсионерку наградили медалью «Ветеран труда» за долголетнюю плодотворную работу в народном хозяйстве. Она пополнила копилку наград Галимы Гибайдуллиной включавшую, кроме упомянутого выше,  медали Жукова, «За трудовую доблесть», многочисленные Почетные грамоты от предприятий, благодарности, в том числе от президентов Минтимера Шаймиева, Бориса Ельцина и Владимира Путина.

Умерла Галима Гибайдуллина в 1992 году. До конца дней сохраняла удивительную работоспособность, интерес к жизни и всему окружающему, бодрость духа и острый ум. Слушая радио и просматривая телепередачи, сильно огорчалась ухудшению международной обстановки, локальным войнам и всяким «оранжевым» революциям. Как человек, не единожды столкнувшийся лицом к лицу со смертью, не уставала повторять: «Ну зачем воевать? Жизнь хороша и дается один раз. Ведь есть хлеб, есть сахар, что еще нужно?». А нужно – не допускать следующих войн!

Гайша ХАСАНОВА

Фото из семейного архива

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 

2VtzquirgLe

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
2VtzqxQJDx7