Воспитатели в годы войны внесли огромный вклад в Победу. Они не просто спасали детей, они спасали наше будущее.
Бугульминский краеведческий музей продолжает цикл статей «У войны не женское лицо» и расскажет о судьбе сильной и волевой женщины, чья судьба тесно переплелась с нашим городом. Это Ольга Афанасьевна Гендель.
Она родилась в 1901 году в деревне Карамалы (Кармалы) Бугульминского уезда Самарской губернии в семье середняка Болотова Афанасия Ефимовича. Семья состояла из 12 человек. Мать была домохозяйкой. С 3-летнего возраста воспитывалась у дедушки (по отцу Болотова Ефима Степановича) в г. Бугульме, который работал плотником по найму.
С 8 лет училась в школе имени Пушкина. После смерти дедушки и бабушки с 1919 года стала жить самостоятельно, училась в школе 1 ступени до 1921 года. С 1921 по 1926 г.г. работала воспитательницей и пионервожатой в школе детского дома имени Л. Н. Толстого в Бугульме.
С 1926 г. по 1927 г. была избрана председателем кантонного бюро при Бугульминском ВЛКСМ. С 1927 по 1929 г. училась в г. Казани в педагогическом техникуме. С 1929 по 1931 г. занимала должность заведующей в железнодорожном детском саду г. Бугульмы. С 1931 г. по 1932г. работала воспитательницей детского сада «Октябрёнок» в г. Бугульме. С1932 года была заведующей детским садом №1.
Как вспоминала Ольга Афанасьевна, в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. она работала воспитателем в детском саду. В тяжёлых условиях были организованы новые детские сады. И для того, чтобы накормить детей в полуголодное время, уберечь их от голода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души, необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность, безграничное терпение. Воспитатели просто спасали малышей, у которых отцы воевали на разных фронтах, а матери трудились в тылу, выполняя по две-три нормы в день.
Со временем все детские сады превратились в интернаты. Слабые и больные дети разных возрастов попадали сюда сразу с эвакопунктов. Часто они не знали своего имени и фамилии.
Маленькие дети знали о войне, но для них это было трудно и сложно. Во время прогулки они обращали внимание на солдат в советской форме, которые проходили рядом с территорией детского сада. На многих праздниках присутствовали бойцы Советской Армии. Малыши показывали им свои рисунки, дарили подарки, сделанные своими руками, расспрашивали о том, как они бьют немцев. Воспитатели помогали детям писать письма на фронт. У каждого ребёнка на фронте был кто-то из родных, дети интересовались тем, как их папы служат, о письмах, полученных от них, об их наградах.
Педагоги воспитывали не просто словом, а прежде всего личным примером. Все воспитатели трудились в очень сложных условиях: недоедали, недосыпали, не имели выходных дней и отпусков, но находили в себе силы шутить и улыбаться с детьми, играть и заниматься с ними, порой заменяя им родителей. Музыка помогала забыть страхи, отвлечься от жестокой реальности. Даже во время бомбёжек песня делала своё дело. Не эвакуированные детские сады переводили в бомбоубежище. Там было очень темно и страшно, детишки боялись темноты. Покупали свечи, укрепляли их по стенам и следили, чтобы они не гасли. И показывали детишкам кукольный теневой театр. Темнота может таить в себе не только страх неизвестного, но интересную сказку. В свободные от смен часы воспитатели рыли окопы.
В 1970 -1976 годах Ольга Афанасьевна была членом Совета Бугульминского краеведческого музея. За это время она проделала большую общественную работу в музее, в училищах и школах города и района.
Воспитатели в годы войны внесли огромный вклад в Победу. Они не просто спасали детей, они спасали наше будущее.
Л.Н. Дёкина
Фото из архива музея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса