Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Таких сейчас не делают

За свою почти столетнюю историю редакция «Бугульминской газеты» была домом для многих одарённых журналистов. Остриём своего пера они преумножали славу родного города и боролись с его проблемами. Одним из ярких представителей творческой интеллигенции является Зинаида Николаевна Заварницына. Сейчас она на заслуженном отдыхе, а 30 лет назад возглавляла самый горячий участок...

За свою почти столетнюю историю редакция «Бугульминской газеты» была домом для многих одарённых журналистов. Остриём своего пера они преумножали славу родного города и боролись с его проблемами. Одним из ярких представителей творческой интеллигенции является Зинаида Николаевна Заварницына. Сейчас она на заслуженном отдыхе, а 30 лет назад возглавляла самый горячий участок газетного «цеха» - отдел писем.

С заслуженным деятелем культуры республики, ветераном труда мы встречаемся у неё дома: обыкновенная хрущёвка, три маленькие комнатки, кухонька. Хозяйка в шутку ругает мужа: «Что же ты, пока был директором завода, себе ничего не украл? Жили бы на вилле сейчас!» Юрий Алексеевич смеётся и уходит готовить кофе.

Вопрос «Кем быть?» для Зинаиды Николаевны никогда не стоял. Она выросла в Нижегородской области, воспитывалась в семье дяди, корреспондента газеты «Красный север». Он и стал её первым наставником. Вторым была его жена, работавшая в том же издании корректором. Во время войны всю редакцию эвакуировали: погрузили типографию, работников с семьями и скарбом в теплушки и вывезли в Алапаевск. Шёл целый товарный состав. Потом со всеми пожитками эшелон отправился в Уфу. Три года жили в «теплушках» и издавали газету. Дядя к тому моменту уже был ответственным секретарём рабочей газеты «На стройке», потихоньку делился секретами профессии.

- Специально нигде не училась. Но жизнь сложилась так, что журналистика сама затянула. Двадцать лет отдала газете «На стройке». Издание освещало работу треста, который возводил железную дорогу от Уфы до Ишимбая, Бугульмы и дальше - рассказывает Зинаида Николаевна. - Мы ездили по всему региону, писали репортажи, рассказывали о людях и их труде. Однажды добрались до поляны с маленькой сараюшкой-столовой и плакатом: «Здесь будет город Нижнекамск».

Много лет спустя Зина вместе с мужем снова приехала на это же место и не узнала его: вместо барака стоял красивый, молодой советский город.

В 1967 году судьба привела молодую семью в Бугульму. Супруг устроился на завод, а наша героиня переступила порог «Ленинского знамени» - после огней башкирской столицы окунулась в жизнь провинциального города.

- В первые мгновения Бугульма показалась нам деревней: сонная, тихая, улицы с деревянными домиками. Там, где сейчас городской водоём, был овраг, он разделял город надвое. Грязи было по колено. Вокруг стояли лавки ещё дореволюционной постройки, - вспоминает бывалый журналист. - Город рос на наших глазах. Строились дома, возводился аэропорт, росли и крепли заводы: «Нефтеавтоматика», РЭТО, БМЗ, «Сантехдеталь». Распахнул свои двери институт «Татнипинефть».

И везде корреспондентам «Ленинского знамени» были рады рассказать о трудовых успехах. Писали обо всех сторонах городской жизни, темы были неисчерпаемы. Газета выходила четыре раза в неделю тиражом до 13 тысяч экземпляров. Коллектив был большой, молодой и талантливый. Все эрудированные и образованные журналисты. Тон задавал редактор Виктор Лукашов. Его знал и уважал весь город. Он умел собрать вокруг себя умных и неординарных людей. За своих стоял горой. Однажды коллега Зинаиды Николаевны, Валера Савельев, вместе с семьёй путешествовал по Волге и на стоянке в Волгограде отстал от теплохода. Остался на берегу без денег, вещей, документов. Привлёк внимание стражей порядка, его арестовали. Держали месяц в местной тюрьме, били, не верили, что добропорядочный гражданин, завотделом газеты. Но как-то он смог дать о себе весточку. А в Бугульме уже бьют тревогу: «Человек пропал!» Виктор Митрофанович подключил все свои связи, горком, КГБ, чтобы отыскать сотрудника. Ездил за ним сам, «выкупил» у волгоградских милиционеров.

В редакции: сначала «Ленинского знамени», а затем «Бугульминской газеты» Заварницына проработала 26 лет. Коллектив был преимущественно мужской. Работа всегда была на первом месте. Писали о том, что волнует. Цензуры не было. Границы дозволенного определяли только гражданская позиция и культура воспитания. Редакторы: Михаил Голяков, Виктор Лукашов, Демьян Савельев, Владимир Изергин творческие порывы всячески поддерживали. За честность и искренность газету любили, она была истиной в последней инстанции. Каждый день отдел писем принимал десятки обращений. К журналистам шли за помощью, знали, что они - реальная сила.

- Многих выручали: обращались в горком партии, просили помочь, кому с расселением, кому с квартирой. В кабинет к Баянову (председатель исполкома горсовета Бугульмы с 1982 по 1990 годы) можно было зайти тогда запросто, без предварительной записи, - говорит ветеран газеты. - На наши обращения реагировали быстро. Было дело: позвонили с БМЗ рабочие, жалуются: «Три дня не можем получить зарплату!». Нонсенс! Обратилась к председателю исполкома, помогите людям. Через пару дней сам звонит, отчитывается: «Разобрались. Деньги получат сегодня».

Вспоминает и ещё один случай:

- Машинистке из редакции было негде жить. С группой коллег, во главе с Демьяном Савельевым, в который уже раз пошли в приёмную председателя исполкома Тиглева. Анатолий Фёдорович частых гостей встретил нерадушно:

- Опять вы?! Зачем пришли? Я не буду вас слушать!

- Что за грубость?! Вы забыли, кто вас выбирал?! Мы вас выбирали, мы вас и уберём! - возмутились делегаты. Тут же изменился тон председателя:

- Хорошо, попробуем что-нибудь сделать для вашей сотрудницы.

- Не попробуем, а нужно помочь с жильём!

И дело решили - дали женщине малосемейку.

Таких историй Зинаида Николаевна может припомнить немало. Её жизнь журналиста была наполнена человеческими судьбами, встречами и событиями. Вместе с коллегами они проводили рейды по предприятиям, боролись с бесхозяйственностью и разгильдяйством. Писали статьи о героях социалистических соревнований и передовиках производства. Работали с юнкорами и общественными корреспондентами. Делали дело, достойное уважения. На вопрос, о чём бы она написала сейчас, Зинаида Николаевна отвечает, не задумываясь.

- Тем много, взять хотя бы общественный транспорт или благоустройство города. Два месяца назад к нам во двор приезжала представительная комиссия, осмотрела асфальт, обещала, что всё сделают. Лето кончилось, а работа так и не началась. Скоро зима. Наверно, асфальт положат прямо на снег. Дом у нас старый, построен сразу после войны. Вот, где нужно людей расселять в удобные квартиры, а не в Москве.

Её до сих пор узнают на улице и передают приветы благодарные горожане. Заварницына помогла многим. Иногда её спрашивали: «Что Вы возитесь с этими стариками? Они так и будут к Вам ходить». А она просто хотела помочь людям. По совести. И сейчас Зинаида Николаевна вместе со своим мужем готовы прийти на выручку своим соседям-пенсионерам: кому дать совет, найти нужный телефон, вызвать водоканал, ПТС, а кому и такси. Вместе с Юрием Алексеевичем они живут уже больше полувека.

- Живём хорошо. Иногда меримся характерами, можем и повздорить, но это всё не всерьёз. Дети подарили нам много внуков и правнуков. Они уже взрослые. Каждый приезд - большой праздник, - улыбается собеседница. - А ещё у нас живут кошки, две взрослые и трое котят, вам не нужно? Такие хорошенькие, озорные.

Покидая маленькую, уютную квартиру, в которой, поддерживая друг друга, живут два уважаемых человека, вспоминаю известные строки:

Гвозди бы делать из этих людей.

Не было б в мире крепче гвоздей!

Жаль, таких сейчас больше не делают.

Влад Борисов

Фото из личного архива

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
2VtzqvFmbm5