Сяду на пенёк: бугульминцы озаботились состоянием зеленых насаждений в городе
Спил деревьев, впрочем, как и сухостой, всегда вызывает у жителей вопросы.
По-настоящему озеленением в Бугульме занимались очень давно. Сейчас сложно представить, что в сороковых годах перед войной в нашем городе было очень мало зеленых насаждений. Тем, что мы сейчас видим такую красоту, зеленое царство, мы обязаны людям, которые работали в озеленении.
В архивных документах города можно найти информацию о том, что буквально перед войной рабочие и инженерно-технические служащие предложили начать озеленение Бугульмы. Ведь те посадки, которые сажались, они либо гибли, либо их съедал скот, который без присмотра ходил по городу. Сотрудники призывали все организации уделить этому внимание и несколько дней в году посвятить именно посадке деревьев. Но вскоре эта замечательная инициатива не смогла реализоваться, началась война. За озеленение всерьез взялись только в пятидесятые годы.
— Я немножечко знаю, как велась эта работа, — рассказывает Надежда Ефимова, главный библиотекарь центральной библиотеки Бугульмы. — Моя свекровь, Александра Дмитриевна, как раз в пятидесятых годах работала в озеленении. Их в организации было всего три человека. К сожалению, я не помню имя и фамилию начальника, но судя по фотографии из семейного альбома это был пожилой, невысокого роста мужчина в очках. И вот они втроем работали, чтобы город наш сделать красивым, откуда-то привозили саженцы, организовывали предприятия, показывали, где и что им сажать. С того времени была проведена огромная работа, которую сейчас мы видим.
Пилить нельзя оставить
Нередко в редакцию «Бугульминской газеты» звонят и приходят читатели с жалобами на вырубку деревьев. Многие, по их мнению, срубаются в угоду чьим-то желаниям, вопреки здравому смыслу. С этим согласна и моя собеседница.
— К сожалению, сейчас, на мой взгляд, отношение к нашим зеленым посадкам несколько равнодушное, — сетует Надежда Дмитриевна. — Уверена, что многие бугульминцы обращают внимание, что в городе очень часто погибшие деревья стоят неубранными, а те, которые вроде нормально выглядят, их начинают почему-то обрезать или совсем убирать. И стараются убирать тополя. Считаю, что это не правильная позиция.
Действительно, когда ненавистный тополиный пух начинает летать по улицам города, не только аллергики, но и остальные жители, не скрывая своего возмущения, вздыхают: «И когда наконец-то вырубят эти деревья, от них столько проблем!». Но на самом деле посадка тополей имеет куда более важное значение, чем просто украшение ландшафта.
Дело в том, что именно тополь является самым лучшим очистителем воздуха в городе среди всех остальных видов деревьев. Листья у него широкие и клейкие, хорошо задерживают пыль и тем самым работают как фильтр. По количеству образующегося кислорода тополь в десятки раз превосходит хвойные деревья. Также тополя отлично увлажняют воздух вокруг себя, очень быстро растут и набирают полезную для города зеленую массу. Кроме того, они способны выжить даже в самых тяжелых условиях.
— Когда меня просят убрать тополя, я говорю: весь город мы же не можем срубить из-за пуха. Тем более, что тополь рекордсмен по выработке кислорода. И это не пух вызывает аллергию, а то, что к нему налепляется, — рассказывает Ильшат Азигамов, директор организации по озеленению. — Поэтому зря люди ругаются на эти деревья.
Климат или мистика
Сухие деревья тоже не радуют глаз, неприглядный вид у них и летом среди обильной зелени, и поздней осенью, и зимой.
— Можно в любом месте нашего города наткнуться на погибшие деревья, которые продолжают стоять. Выглядят они удручающие, смотрятся жутко, и для меня это всегда очень болезненно, — делиться своими эмоциями Надежда Ефимова. — Самое интересное и печальное, что в последнее время погибают в основном березы и рябины, с чем это связано непонятно. Притом меня это немножко настораживает, потому что издревле рябина считалась защитой от злых сил. Она, как оберег, всегда сажалась возле дома. И, по моему мнению, гибнущие рябины, это какой-то не очень хороший знак. Поэтому мне бы хотелось, чтобы, наверное, больше сажали рябин и берез в нашем городе. А когда среди лета стоят мертвые деревья, это страшно.
А вот Ильшат не видит никакой мистики в том, что высыхают именно эти деревья. По его словам, березы и рябины сохнут из-за жары, сухой погоды и недостатка влаги, так как у них маленькая и неглубокая корневая система. В последние годы летние месяцы стали засушливыми, на это быстрее всех отреагировали именно березы и рябины. Кстати, обрезку берез не делают, так как после этого дерево высохнет в течение трех лет, поэтому их спиливают, если есть соответствующий акт.
Напомним, что решение о спиле того или иного дерева принимает исполнительный комитет города по обращению граждан. Можно письменно или по телефону оставить заявку, затем в течение трех суток представители исполнительного комитета и предприятия по озеленению выезжают на место и принимают соответствующее решение. Как рассказал Ильшат, иногда им приходится спиливать «живые» деревья, потому что они падают из-за сильного ветра, если слишком высокие, или сильного дождя, когда листья становятся мокрыми, тяжелыми, и ветви не выдерживают такого веса. Кстати, часто местные предприниматели просят спилить хорошее дерево, которое загораживает вывеску или вход в магазин, в таких случаях всегда отказ.
Радует, что некоторые директора управляющих компаний относятся к деревьям ответственно и обращаются к профессионалам за советом. Уточним, что деревья, находящиеся во дворах многоквартирных домов относятся к УК. Если со стороны проезжей части вдоль дома есть тротуар, то до него — это деревья управляющей компании, а после тротуара, ближе к дороге — городская территория.
— Что касается сухостоев, это конечно наша работа. Город я объезжаю постоянно, знаю все проблемные места, — продолжает директор ООО «Озеленитель». — Сухие деревья можно убирать до глубокой осени и даже зимой. Эту плановую работу хотелось бы вести в большем объеме. Знаете, у нас по контракту с городом есть определенный объем работ, но мы на него не смотрим, делаем больше в два-три раза. Я никогда не отказываю людям. Но из-за многочисленных заявок через систему «Народный контроль» мы многого не успеваем.
Есть конечно обращение и по делу, но и надуманных не мало. По словам Ильшата, каждый день три бригады его организации закрывают по 30-40 заявлений, поступающих через «Народный контроль», соответственно ни о каком эффективном планировании по спилу сухих деревьев речи быть не может. В системе жесткие сроки, и в первую очередь отрабатываются жалобы.
— Бывает приезжаешь по обращению, там ветка лежит на газоне, не мешает ни пешеходам, ни водителям, но люди пишут. Если бы люди не отвлекали нас на такие мелочи, то работа была бы намного эффективнее, — говорит Ильшат. — Тем не менее, планы конечно есть. Совсем недавно наконец-то убрали обрубленные тополя около 10-й школы, а осенью, когда начнется листопад будем делать обрезку деревьев на улице Оршанская, напротив 16-й школы. Понимаю, что всем угодить невозможно, каждый житель имеет на этот счет свое мнение. Но когда мы слышим слова благодарности от бугульминцев, значит нам удалось сделать что-то нужное и важное для них.
Автор: Наталья Панина
Фото: Наталья Панина, архив Ильшата Азигамова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»