Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Павшие ищут нас

76 лет назад, 22 июня, тишину утреннего неба над Брестом разорвали моторы фашистской авиации. Бомбовые удары по советским городам стали началом Великой Отечественной войны. Эхо тех событий до сих пор звучит в сердцах наследников поколения Победы - участников поисковых отрядов. В свою первую экспедицию на места боёв Николай Братухин, тогда...

76 лет назад, 22 июня, тишину утреннего неба над Брестом разорвали моторы фашистской авиации. Бомбовые удары по советским городам стали началом Великой Отечественной войны. Эхо тех событий до сих пор звучит в сердцах наследников поколения Победы - участников поисковых отрядов.

В свою первую экспедицию на места боёв Николай Братухин, тогда ещё студент исторического факультета Глазовского педагогического института, отправился в 1999 году. Мурманская область, посёлок Муста-Тунтури. В переводе с финского - «чёрная гора». Бывшая граница с Норвегией - самый северный участок фронта, где в сорок четвёртом году шли кровопролитные бои. Натиск превосходящих сил противника сдерживали бойцы 12-й и 63-й бригад морской пехоты Северного флота.

- Впечатления были сильные. Несмотря на то, что отправился на раскопки буквально без подготовки, с одним рюкзаком, под улыбки бывалых поисковиков, - вспоминает Николай Иванович, ныне возглавляющий отряд «Бугульма - поиск». - Когда познакомились ближе, оказалось, что они - классные ребята. Из Удмуртии, Татарстана, Архангельска, Питера. Настоящее братство, единомышленники. Затянуло с первой поездки. После этого я не смог себе отказать каждую весну отправляться в поход.

Потом были Смоленск, Вязьма, Ржев - места ожесточённых сражений и воинского подвига советских солдат. Уже несколько лет подряд Братухин и его отряд выезжают в Любань (это в Ленинградской области). Там шли жестокие бои. Экспедициям из Татарстана доверяют сложные и ответственные участки раскопок: наши поисковики имеют отличную репутацию, их работа - это всегда знак качества. Бугульминская ячейка базируется в лицее № 2. Так совпало, и это не случайно, что Николай Иванович преподаёт здесь школьникам историческую науку.

- Каждый год состав меняется. У нас в отряде обычно 10-15 ребят. Таким взводом можно слаженно работать, координировать действия. Вместе с коллегой Игорем Иванниковым, нашим преподавателем физкультуры, обучаем новичков азам практической работы. Знать нужно много: строение человека, чтобы могли отличить берцовую кость от ключицы, медицинскую начальную подготовку, порядок действий со взрывоопасными предметами (мин и снарядов осталось немало, они представляют реальную опасность). Ориентирование в лесу, работа с картой, компасом, знания по выживанию, приготовлению пищи. Для городских ребят это важно, может пригодиться в жизни. Кто-то потом продолжает заниматься поисковым делом в вузах, - рассказывает Николай Иванович. - У ребят после наших поездок меняется мировоззрение: они вдруг понимают, что война - это не просто фильмы, книги и памятники, а настоящие, прежде живые бойцы, которые до сих пор лежат в земле. Мы поднимали солдат, которые готовились к переправе и попали под миномётный обстрел. 5-10 минут и от роты не осталось ни одного человека. Снарядами перемололо всё. Вот это и есть война.


- Мне было важно проверить себя, на что я способен. Когда мы нашли останки бойца, почувствовал, насколько это страшное слово - война. Но мы должны выполнить свой долг, ведь если бы не эти солдаты, не было бы нас, - говорит десятиклассник Станислав Фомин. - Было много памятных моментов. Однажды я остался на дежурстве, к костру пришёл лось. Он хотел ознакомиться с нашими запасами. Пришлось прогонять его лопатой.
Как-то раз, после одной из экспедиций в Смоленскую область, молодые поисковики сделали остановку в Москве, прогулялись по её улицам и скверам, под финал зашли в Александровский сад, к могиле Неизвестного солдата. Ребята долго стояли в молчании, сняв головные уборы. На глазах бугульминских школьников, некоторые из которых состояли на учёте в полиции, блестели слёзы. Таких историй в памяти Николая Братухина немало. Впрочем, дадим слово непосредственным участникам «крайней», как принято говорить, экспедиции.

- Родители сначала сомневались, отпускать ли меня в поездку. Но теперь они мною гордятся и хотят, чтобы младшего брата тоже приняли в поисковики. Моя прабабушка воевала, теперь я хочу как можно больше узнать о её жизни, - дополняет одноклассник Станислава Артём Стучалов. - Это была полезная поездка: научился колоть дрова, ориентироваться - теперь в лесу не пропаду.

Работы у поисковых отрядов много. Теперь это уже не хобби энтузиастов- одиночек, а общероссийское движение со своими уставом, информационной базой и методическими наработками.

- Есть, конечно, люди, которые нас не понимают, говорят: «Зачем тревожить останки? Погиб человек и погиб. Земля своё дело сделает». Но нам ближе слова Суворова: «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат». Это наша жизненная позиция, - говорит участник десятков экспедиций Николай Братухин. - Мы вносим свою маленькую частичку в сохранение нашей истории и государства. Если это будет нам не нужно, если мы потеряем свою память, значит, их жертвы были напрасными.
С каждым годом оно ширится и открывает новые координаты раскопок. В экспедиции добровольцы уходят весной, а осенью проводится разведка: изучаются исторические документы, карты боёв (часто немецкие, потому что наши донесения до сих пор находятся под грифом «секретно»). Если в земле находят солдатские медальоны - начинается работа с информационными базами, розыск родственников. За 25 лет существования Любанской экспедиции было установлено более 18 тысяч имён погибших солдат. Поисковики не делают разницы наши это или немцы. Прежде всего это люди, чью жизнь унесла война. Но с годами восстанавливать имена становится всё сложнее: медальоны ржавеют, бумага истлевает.

Сейчас бугульминские поисковики начинают подготовку к новому походу. Сделать предстоит много, и это не только архивы и карты. Билеты, питание, снаряжение - всё должно соответствовать поставленным целям. Руководство лицея «палки в колёса не ставит», напротив, поддерживает такие «уроки истории». Помощь оказывают управление образованием, отдел по делам молодёжи, спорту и туризму, фонд «Милосердие». Да и свои отпускные деньги при необходимости Николай Иванович вкладывает в поездку не раздумывая: «Для себя давно нашёл ответ на вопрос, что важнее - отдых под пальмами или бивак в глуши ленинградских болот. У бывалых поисковиков есть поверье: «Не мы ищем солдат. Они ищут нас».

 

Влад Борисов

 

Первые поисковые организации возникли в СССР в 1988 г. В 1989 при участии комсомола была проведена первая всесоюзная вахта Памяти. Уже в российские времена, в 1993 году, был принят закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Но только с образованием поискового движения России и российского военно-исторического общества в 2013 году работа по поиску и захоронению солдат Великой Отечественной войны перестала быть исключительно делом общественности и обрела государственный масштаб. Сегодня движение объединяет более 42 тысяч человек в составе 1 428 поисковых отрядов. Региональные отделения движения открыты в 80 субъектах Федерации.

 

 

 

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 

2VtzqwFXZHx

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
2VtzqxQJDx7