Однажды, собравшись вместе, соседи решили, что неплохо было бы облагородить заброшенную территорию. Взакладке парка приняли участие заместители начальников СМУ 36 и СЗНУ Рафаэль Нурусланович Мулюков и Владимир Павлович Стрижков.
Осенью 1963 года закипела работа на земле. А Северьян Морозов начал обивать пороги кабинетов. У него были только две просьбы: чтобы этот участок не застраивали, и дали ему в помощь школьников вместе с работниками строительно-монтажных управлений.
Рафаэль Мулюков по просьбе Северьяна Морозова привозил саженцы редких деревьев и кустарников со всей страны. Например, айву и тую он доставил из Крыма, карельскую берёзу – из Ленинградской области, белорусский багульник и конский каштан приехали из Киева. По маршруту Омск-Бугульма были привезены пихта, сибирский кедр, можжевельник и северный дуб с корой зелёного цвета.
Всего в парке было посажено более 50 видов деревьев и кустарников. Сейчас из числа редких и уникальных для Бугульмы растений остались только туя и конский каштан.
В наши дни парк - предмет пристального исследования экологов. До реконструкции здесь работали лицеисты. Они считали деревья, отмечали, какие из них находятся в болезненном состоянии. Сохранились результаты этой научной работы. Только теперь впору начинать новую. После реконструкции в 2016 году парк не только видоизменился, но и наполнился иным внутренним содержание; состав его зелёных насаждений теперь уже не тот, что прежде.
Когда парк был засажен деревьями и кустарниками, а их было более 10 тысяч встал вопрос об уходе за ними. Северьян Фёдорович пошёл на хитрость, договорившись с местными жителями. Им на территории выделялась земля под посадку картофеля, а они в свою очередь должны были ухаживать за саженцами. Но уже на этом этапе Морозов столкнулся с недобросовестностью людей, которые не выполняли условий уговора.
Постепенно деревья вырастали и вытесняли картофель. Но пришли дровосеки. В берёзах они видели лишь возможность запастись вениками для бани, а в елях - новогодние украшения. Северьяну Фёдоровичу пришлось организовывать дежурные бригады из местных ребят.
– Ещё одна проблема у Морозова была с чиновниками, которые хотели отхватить часть парка под Новодевичье кладбище для элитных персон и площадка для гаражей, – вспоминает Наталья Владимировна Морозова, внучка Северьяна Фёдоровича. – Тогда дед начал терять зрение, мне приходилось писать под его диктовку письма в различные инстанции, чтобы не допустить подобного бесчинства.
Природой определено, что под конец жизни люди физически слабеют. Но твёрдость духа Северьяна Фёдоровича природа отнять не смогла. Говорят, что проигрывает не тот, кто слаб, а тот, кто опустил руки. Морозов этого не сделал. Бывший учитель биологии стал примером для многих из нас.
В наше время эта зона является «оазисом» для бугульминцев. В тёплое время здесь можно увидеть развлекающихся на площадках детей, спортсменов на турниках и брусьях, отдыхающих пенсионеров. Это значит, что Морозовский парк исправно выполняет своё назначение.
Егор МАРТЫНОВ
Фото Юлии ИСМАГИЛОВОЙ