Известный в Бугульме художник, геолог и писатель Фарит Газизуллин совершил очередное восхождение в горы
Фарит Зайдуллович поделился историей своего необычного путешествия.
Босиком на Памире, или Последнее восхождение
В 2008 году совершил последнее восхождение на Эльбрус. Через год перешел на Памир. Сегодняшним пятым восхождением туда решил завершить свои горные странствия. Предыдущие походы в целом заканчивались более-менее благополучно, за исключением неудачных попыток покорения Эльбруса. На Памире подобные задачи не ставились. Но там меня сопровождали всегда необычные приключения. Не исключением оказалось и это восхождение.
Трагическая гибель друга, с которым мы собирались подняться на пик самой высокой вершины Фанских гор, сделала эту идею нереальной и бессмысленной. Тогда, по стечению обстоятельств, незадолго перед выходом в горы я оказался на больничной койке и не смог поддержать его. Долг памяти уже многие годы тянул туда, где он нашёл свой вечный приют.
Подготовка к предыдущему восхождению, девять лет назад, в 2016 году, по разным причинам шла наперекосяк. В этот раз удивительным образом все шло гладко, без проблем. Даже удалось решить главную — найти единственный прямой рейс «Казань-Худжанд» с трехчасовым перелетом вместо девяти часов с пересадками в других городах. Причем посчастливилось купить на него последний и самый дешевый билет. Повезло! Правда, оказался в хвосте самолета и в компании шумной таджикской детворы.
По прибытии в аэропорт от таксистов, желающих доставить меня в нужный пункт, не было отбоя. Однако вскоре, убедившись, что имеют дело не с миллионером, а бывалым туристом, страсти утихли. За предложенную мной сумму ехать согласились лишь двое, один из них был из тех краев. В итоге через пять часов, перевалив через Зеравшанский хребет, мы оказались в самом альплагере «Артуч» у истоков Фанских гор.
Появление источника
Далее все пошло по запланированному графику. Учитывая длительный перерыв и делая поправки на возраст, решил увеличить акклиматизационный период до трех дней вместо одного-двух, как раньше. Первый день отдыхал, проветривал легкие, привыкал к высоте. На второй и третий, взяв палки, покорял соседние невысокие сопки рядом с лагерем, озерами Чукурак и Куликалон.
В следующие дни собрался в более серьезный маршрут, приближенный по трудности к основному. Решил добраться до истоков ручья Чукурак с ледяной пещерой, где проводил пробную ночевку в предыдущее восхождение. По пути планировал посетить летние лагеря пастухов из соседнего села Артуч.
Увы! Стоянки были на месте, но поселенцы оказались совсем другие. Приняли меня радостно, узнали кое-кого на фотографиях, которые я сделал в прошлую поездку. Фотоснимки оставил, они обещали передать их нашим общим знакомым. Оказалось, что выше по долине нигде нет воды, ледяная пещера, куда я держал путь, тоже растаяла.
Узнав, где проходит самый короткий путь через перевал к куликалонским озерам, направился к ближайшему распадку, по дну которого проходило русло высохшего ручья. День был жарким, температура воздуха около +30 градусов. Запас воды, который взял с собой, быстро таял: к середине подъема оставалось всего пару глотков.
Вдруг на дне русла среди песчано-гравийной смеси я заметил влажный песок, сквозь который пыталась просочиться на поверхность вода. Обрадовавшись, пошёл выше по склону в надежде найти источник текущей воды. И, действительно, вскоре, метров через сто, нашел углубление, полное воды. Достал кружку и пустую бутылку, наполнил ее водой. Затем сел на большой валун рядом, чтобы перевести дух и поразмыслить над тем, откуда взялась вода.
Неожиданно, когда делал последние глотки, перед собой, в двух-трех метрах, увидел большую черную ворону, сидящую в тени большого куста. Как мне показалось, птица упорно и внимательно рассматривала меня. Откуда она взялась? Все было тихо. Не слышал шума крыльев. Вдобавок, она также таинственно исчезла, как и появилась, пока убирал бутылку в рюкзак.
Вскоре вода вновь пропала в русле, подарив мне новую головоломку. Решить ее было легче всего, списав все на помощь добрых высших сил, решивших сопровождать меня в этом походе. Образ черной вороны, конечно же, я сразу связал с другом, к которому шел, с его желанием поддержать меня.
Неожиданные трудности
Через пару часов достиг водораздела. Увидев куликалонские озера, начал медленно спускаться по тропе, проторенной осликами и туристами. До конца светового дня оставалось еще часов пять. Мне предстояло пересечь долину урочища*, в его западной части отыскать спуск к ущелью Артуч и по нему добраться до своего лагеря.
На озере, к сожалению, не удалось разогреть обед, поскольку полученный на складе газовый баллон не подошел к моей горелке. Пришлось перекусить всухомятку. Искупаться тоже не удалось из-за сильного холодного ветра, подувшего с ледниковых склонов. Разыскав в конце концов нужное ущелье со спуском, нашел знакомую тропу и уже в сумерках добрался до своего альплагеря.
На этом, завершив период акклиматизации, решил следующий день посвятить отдыху и сборам к основному трехдневному переходу к намеченной цели — на озеро Мутное. Там находилась базовая поляна восходителей на соседние горные вершины. Поскольку самочувствие после проведенных маршрутов оставалось хорошим, решил не брать с собой проводника с осликом, ограничившись сокращением содержимого рюкзака. В итоге в камере хранения остались, как потом оказалось, очень нужные, необходимые предметы снаряжения: сменная обувь, солнечная батарея для зарядки аккумуляторов и часть консервов, о чем позже пришлось сильно пожалеть. И тем не менее оставшийся вес для продвижения в интервале выше четырех тысяч метров оказался для меня почти предельным. В итоге пришлось дважды прибегнуть к услугам носильщиков, которые на маршруте обслуживали иностранцев. Последние совершенно не утруждали себя переносом тяжестей на себе и посему очень комфортно перемещались.
Подъем к урочищу Чимтарга дался без особых усилий. На ночлег решил остановиться у основания подъема на коварный Алаудинский перевал, чтобы утром начать его штурм. Протекающий здесь довольно широкий, но мелкий ручей решил перейти, не снимая обуви. Но тут случилось непредвиденное. Неожиданно, метров за десять до русла, у ботинка на правой ноге почти целиком отвалилась подошва. Шокированный случившимся, достал из рюкзака запасные шнуры и веревки, примотал подошву снова на место к ботинку и вошел в воду. Перешел ручей, отжал воду и поставил все сушиться на солнце, в надежде что-нибудь придумать на следующий день. Все сделал совершенно спокойно и без волнения, как будто предчувствовал, что так должно было случиться. Оказаться босиком в горах, пройдя всего лишь треть маршрута, в одиночестве, без связи, без всякой надежды на помощь — совершенно немыслимо.
Окончание читайте на нашем сайте завтра.
* К урочищам относят лесные массивы и луга, заросшие балки, поляны, сенокосные угодья, поля и земли для подсеки, береговые склоны и участки пойм, пастбища, оазисы, долины, места волоков, а также отдельные зоны степной растительности.
Автор: Фарит ГАЗИЗУЛЛИН
ФОТО: личный архив.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»