Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

«История одного предмета»: Курчанские покромки

В Бугульминском краеведческом музее хранятся предметы быта и одежды курчан, и, пожалуй, самой многочисленной коллекцией является коллекция поясов, кушаков, покромок, более двух десятков единиц хранения.

Из истории нам известно, что в конце XVIII столетия потомки служилых людей - крестьяне-однодворцы Курской губернии во время планового заселения территорий получили в пользование казенные земли в Закамье, в частности и в Бугульминском уезде. Так называемые «курчане» проживали во многих населенных пунктах на территории современного Бугульминского района, оберегая и приумножая обычаи и традиции своей малой Родины.

В Бугульминском краеведческом музее хранятся предметы быта и одежды курчан, и, пожалуй, самой многочисленной коллекцией является коллекция поясов, кушаков, покромок, более двух десятков единиц хранения.

Характерной особенностью курчанского костюма является тонкий пояс – покромка, который был обязательной деталью как женской, так и мужской одежды.

ПОКРОМКА (покрома, покромь) – плетеный, тканый или валяный узкий пояс длиною до трех метров из шерстяных нитей для подпоясывания сарафана и юбки. У русских и белорусов пояс преимущественно завязывали, а не подтыкали, поэтому концы пояса отделывали бахромой, кистями, помпонами из шерсти и т. д. Нашивка из разноцветных лент, позумента, блесток, пуговиц характерна для покромок — поясов бывшего однодворческого населения южной части Рязанской, Курской, Тульской и других областей. Не только женские, но и мужские старинные пояса украшались иногда кистями из шерсти и бисера.

ПОЯС (“юсало”; “опояска”, ”кушак”) являлся обязательной частью любого древнерусского костюма: будь то костюм женский, мужской или детский. Им подвязывали верхнюю, нательную, набедренную одежду, однако главное его назначение – охранение от злых сил: по древним поверьям нечистая сила всегда ходила не подпоясанная. Кроме того, пояс отражал социальный статус его владельца, а также был знаком воинского отличия. Он мог указывать на место воина в княжеской рати, его заслуги, принадлежность к какому-либо роду и, наконец, семейное положение. "Пояс верный, друг сердечный" — Так гласит старинное русское присловье, указывающее на то, что пояс играл большую роль в жизни наших предков. Само слово пояс является общеславянским. Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега.

КУШАК –иное название пояса, заимствовано из тюркских языков. Это довольно широкий пояс как для женщин, так и для мужчин. Кушаком обертывались два раза, начиная спереди. Женщины завязывали кушак только по левой стороне, а мужчины — на любой стороне. Часто кушак не завязывали, а подтыкали под него концы. Кушак мог быть очень дорогим для богатых и слишком простым для бедных. Хорошие, вышитые кушаки, могли стоить столько же, сколько и хорошая дойная корова. Длина была разной и порой достигала 5 метров. Надевался сверху на рубаху и заворачивался несколько раз вокруг поясницы, также обвязывался он и вокруг верхней одежды, его часто носили ямщики. Даже в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» есть упоминание о нем: «Ямщик сидит на облучке. В тулупе, в красном кушаке».

Тогда ведь было принято, чтобы рубаха обязательно была подпоясана. Доходило до того, что даже младенцам повязывали маленький поясок. А уж сорвать с человека кушак считалось страшнейшим оскорблением. Видимо по этой традиции у военных, сидящих на гауптвахте, снимают ремень как знак позора. Отсюда и фразеологизм «распоясаться», означающий, что человек забыл о приличиях и попросту обнаглел.

Обычно пояс в старину нужен был не только для подвязывания, но и для переноски некоторых небольших предметов. И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, ключи, инструменты. Не была редкостью и поясная сумочка для разной мелочи, называлась она «карман». Пришивать карманы прямо к одежде — гораздо поздняя мода. Пояс издревле являлся хранителем «калиты», то есть кошелька. Ямщики затыкали за пояс кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, с ключами от кладовок, сундуков. Был и мешочек со сладостями для детей – прозвали его «лакомкой». В Самарской губернии в конце XIX в. девушка обычно изготовляла несколько таких карманов для одаривания родни жениха на свадьбе.

Широкие пояса, плетенные особым способом «по стене», из шерсти красного, а отчасти зеленого и синего цвета, получили широкое распространение на Украине и у русских в Курской и Орловской губерниях. Традиционным цветом для поясов был красный, символизировавший жизненную силу и долголетие. По мере совершенствования способов изготовления тканых полос получают распространение узорные пояса. Их орнамент был преимущественно геометрическим, а его символика восходила к языческим временам. Изготовлением поясов из шерстяных, льняных, конопляных нитей и лыка занимались преимущественно сами крестьяне. В XIX веке зажиточные крестьяне имели покупные пояса городских промыслов или фабричного производства. По праздникам они щеголяли в поясах из шелка, с бисером и блестками. В крестьянских семьях нарядные пояса переходили по наследству и бережно сохранялись. Так как пояс в народном костюме выполнял функцию оберега, то при его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, передававшиеся изустно на протяжении веков. Тканьё поясов иногда называют «трудовой» или «тихой» медитацией, способом смирения и воспитания своих чувств. Раньше девочек и мальчиков приобщали к ткачеству поясов и другим рукоделиям с 3-4 лет не только ради развития их «тонкой моторики», но главное — ради воспитания и взращивания определённых качеств характера, умения владеть своими чувствами и управлять собой. Любое рукоделие (прежде всего – бранный пояс или вышивка без канвы) отражает внутреннее состояние человека, выставляя его «на вид».

Модный сегодня аксессуар – пояс – играл большую роль в жизни и быту наших предков. С древнейших времен он рассматривался как некий оберег, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу этого предмета одежды, поэтому  пояс  имел важное значение в традиционных народных обрядах. Так удары поясом на свадьбах сопровождались пожеланиями удачи, способствовали таковой. Мать жениха благословляла молодых с хлебом и пояском. Связывание жениха и невесты поясом или кушаком имело широкое распространение у восточнославянских народов.

 

Гузель Андреева

Фото автора

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 

2VtzqwFXZHx

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
2VtzqvFmbm5