Главный архитектор Бугульмы Артем Цокур рассказал об объектах, которые вошли в Карту сокровищ района
Есть люди, которых любят объективы фото- и видеокамер. Они в любое время дня и ночи на снимках получаются, как для обложки гламурного издания. Термин «фотогеничность» возник во Франции век назад и с тех пор активно используется фотографами и моделями.
Храм в Солдатской Письмянке появился задолго до понятия «фотогеничность». Примерно лет за 100, а точнее в 1827 году. Тем не менее, это сооружение — образец фотогеничности, если можно было бы применить это слово к неживому объекту. В какое время года вы бы ни приехали к нему, с какого бы ракурса ни подступились, храм выглядит торжественно. В поисковой строке интернета «церковь в честь пророка Илии в Солдатской Письмянке» вышли десятки фотографий — профессиональных и не слишком. И на львиной доле здание выглядит величественно, несмотря на разрушение временем и людьми.
Корреспондент "БГ" встретилась с главным архитектором Бугульмы Артемом Цокур возле храма. Это одна из точек северного маршрута Карты сокровищ нашего района.
Теперь уже, наверное, горожанам и не нужно рассказывать, что по Бугульме установлены информационные стенды-карты городских достопримечательностей с QR-кодами, которые выводят на страницы с информацией о данных объектах. Есть подобные стенды и в районе, некоторые с павильонами (своеобразными беседками). В них можно укрыться от дождя и солнца, а еще они установлены в месте, где открывается наилучший ракурс для фотоснимков. Эдакая небольшая смотровая площадка.
— Здесь, в Солдатской Письмянке, один из наилучших примеров реализации нашей программы. В павильоне — видовая точка на сам храм, — рассказывает Артем Цокур. — Это одно из моих любимых мест в районе, наряду с селом Спасским и горой в Карабаше, где как на ладони открывается Бугульминский район. Каждый павильон стоит таким образом, что он ориентирован на какой-то уникальный объект.
— Как выбирали объекты, которые вошли в Карту сокровищ?
— Мы создали интерактивную карту с общим доступом и попросили в чате глав сельских поселений, сотрудников музея, краеведов нанести на нее те объекты, которые они считают важными и интересными. Речь не только про известные памятники. К примеру, обнаружились Екатерининский тракт и мост, которые нигде до этого не числились как места исторического наследия. Карабашская гора вошла как уникальный ландшафтный объект. Территория Подгорненского поселения — как место с интересным природным рельефом. Там тоже на одном из холмов, где открывается шикарный вид, мы установили смотровой павильон. Итого у нас вышло 268 объектов на карте. Екатерининский тракт их условно разделил на северный маршрут протяженностью 90 километров и южный — 60.
Екатерининский тракт — дорога, вымощенная булыжником два с половиной столетия назад. Она соединяет центральную часть России с Сибирью. Строили и поддерживали тракт в должном состоянии крестьяне, обложенные дорожной повинностью. Они и пользовались возможностью заработать деньги на придорожном сервисе, организовывая постоялые дворы и торговые точки. Отдельные фрагменты тракта хорошо видны неподалеку от Солдатской Письмянки. Правда, не везде булыжники сохранились в виде цельного дорожного полотна. Многие растащили для хозяйственных нужд. Проходил тракт и через Бугульму, аккурат по нынешней центральной площади. А в Карабаше на месте тракта находится улица Мухаметзянова.
— Мне было важно использовать для маршрутов второстепенные дороги и узкие тропы, чтобы был самый настоящий экотуризм. Передвигаясь на автомобиле, получаешь совершенно иные впечатления, нежели на велосипеде. При скорости 15 км/час, успеваешь рассмотреть объекты, почувствовать ветер, запахи. Доступ к объектам у велосипедистов гораздо шире, чем у автомобилистов. Во Франции, к примеру, многие путешествуют на велосипедах по стране. На картах обозначены маршруты и любопытные объекты. В России есть интересный проект Velo-1 (Вело-1. — Прим. ред.). Московскую область и приграничные города связывает велоинфраструктура. Она активно используется.
Проект «Карта сокровищ Бугульминского района» был представлен в российской программе «Архитекторы. РФ». Городской бюджет выделил средства на оснащение исторического маршрута по основным объектам Бугульмы. Инициативу по достоинству оценили эксперты фонда «Татнефти», выделили грант на реализацию. Курируют проект и в Минстрое республики.
— В районе поставили порядка восьми павильонов, столько же информационных стендов и 16 стоек с точками для ремонта велосипедов. В два раза больше навигационных столбов. Все они находятся вдали от людских глаз, стоят без надзора, поэтому нашей задачей было сделать их антивандальными. Печать информационных материалов производилась только на металле. Но самая большая работа была проведена при разработке карты. Помимо сбора материала, мы изготовили брендбук проекта, пришли к особой стилистике. У нас есть узнаваемая айдентика — выдержанные в едином стиле визуальные элементы, которые формируют образ. К примеру, изображение велосипеда, который вы видите на информационных стендах. Его колеса — северный и южный маршруты, велосипедная цепь — Екатерининский тракт, руль — точка геолокации, куда следует прибыть, седло велосипеда — схематичная точка, где находится путешественник.
Интересно вписались навигационные столбы и в городскую среду. Они так интегрировались в пространство, будто были здесь уже давно. Архитекторы и урбанисты этот эффект ценят больше всего. Значит, пришлись ко двору, глаз не мозолят вычурностью.
— Когда мы видим какое-то яркое чужеродное пятно в оформлении города, значит работали непрофессионалы. А эти стойки будто растворились в пространстве. Чтобы найти такое простое решение, мы перебрали много вариантов и пришли к самому минималистичному, антивандальному, — комментирует Артем Цокур.
— Раз уж мы пришли на эту точку северного маршрута, что вы можете сказать о храме Илии пророка?
— Когда я смотрю на такие объекты, мне хочется приехать на пленэр, рисовать их. Да, храм полуразрушенный. Но если его начнут восстанавливать, то потеряется первозданный вид. Во время его постройки были другие технологии. Благодаря им он простоял 200 лет и спокойно простоит дальше. А где гарантия, что от современных материалов храм не начнет разрушаться? Есть венецианская хартия реставраторов. Лучше законсервировать объект, потому как надлежащая эксплуатация — единственный щадящий метод оберегания культурного наследия. В том виде, в котором храм сохранился, и есть его уникальность.
Продолжение следует...
Юлия ИСМАГИЛОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»