Любовь к искусству, к волшебству на сцене маленькой Тане привила мама, которая сама, будучи обычной деревенской девчушкой, познала восторг культурных событий в послевоенные годы.
— Я родилась в Калининградской области. Сейчас это город Советск, а до 1946 года носил имя Тильзит и был городом Восточной Пруссии, — рассказывает моя собеседница. — После войны здесь в Доме офицеров руководителем был мой дед. Рядом располагалось множество воинских частей, сюда приезжали на гастроли коллективы со всего Союза. Мама ходила на всевозможные представления: оперы, оперетты, драматические постановки. Она очень музыкальный человек. Поэтому и меня приобщала к искусству при каждой возможности.
С началом Чехословатских событий семья решает переехать вглубь России, ближе к родственникам, занятым в сфере нефтяной промышленности, и оказывается в Бугульме.
— Еще одно яркое воспоминание, как я, одетая в синее пальтишко и синюю фетровую шляпу, иду с мамой в театр, а там в фойе продают сладости. И ничего желаннее вафельной трубочки с кремом не было. Это было фантастично вкусно и красиво, — улыбается бугульминка.
Театр в те годы был внутри немного другим. Фойе — значительно больше. Сейчас оно сократилось за счет гардероба открытого хранения. А раньше верхнюю одежду зрители сдавали через окошки, которые сейчас закрыты стенными зеркалами. Во время реконструкции в начале 2000-х помещение гардероба передали налоговой.
— Школьницей я ходила в танцевальный коллектив, которым руководили актеры театра, муж и жена по фамилии Галины. Они приехали из Орла, — продолжает Татьяна Козырева. — У нас сложились настолько теплые отношения, что мы частенько заглядывали к ним в гости. И конечно же ходили смотреть на спектакли. Помню, как давали спектакль «Барабанщица». Мы не могли отвести глаз от нашей преподавательницы.
Уже будучи преподавателем в училище № 48 (ныне строительно-технический колледж) Татьяна Васильевна приходила в театр и в качестве обычного зрители, и в качестве сопровождающего педагога. А однажды выступила перед началом спектакля, открывающего сезон:
— Друзья потом рассказали, как их знакомые ходили в театр, где вдохновились выступлением преподавателя. Оказалось, что моим. Я тогда высказалась на тему необходимости театральной культуры учащимся. И сейчас мы с семьей и друзьями регулярно ходим на спектакли. Не всегда на премьеры, но новые постановки стараемся не пропускать. С особой теплотой вспоминаю гастроли солистов опер. Как-то раз приехал певец из Америки. И было видно, что он опасается выходить к провинциальной публике. Видимо ждал, что в зале будут бабушки в платочках. А в финале уже раздавал воздушные поцелуи. Он был в восторге от приема и говорил, что не ждал встретить в провинции такого зрителя. Назвал театр жемчужиной.
Многие гастролирующие артисты отмечают, что бугульминская публика щедра на аплодисменты, улыбки. В финале всегда провожает артистов стоя.
— Когда я работала на телевидении, мы делали выпуск к юбилею Валентина Петровича Тронова. Он рассказал, что было сталинское распоряжение сделать Бугульму городом ученых. И сюда начали приезжать лучшие выпускники нефтяных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Грозного. Молодые кадры. Тогда и обосновалась культурная прослойка, которая и поныне существует в нашем городе, — утверждает Татьяна Козырева.
ФОТО: Юлия ИСМАГИЛОВА, архив музея Ярослава Гашека.