Гульнара Варисовна рассказала о профессии педагога и своем подходе к классному руководству.
Местная жительница — обладательница нагрудного знака «За заслуги в образовании РТ».
— Гульнара Варисовна, расскажите, как вы решили стать педагогом?
— Я родилась в Бугульме, ходила в школу № 7, которая во время моего обучения стала гимназией. Помню, как в девятом классе нам дали возможность проводить уроки у младших классов. Мне очень понравилось. Тогда я точно решила, что стану учителем. Хотела преподавать русский язык и литературу, но однажды в гимназию пришли представители педагогического училища и рассказали, что приглашают на обучение девушек, которые хорошо разговаривают на татарском языке. В то время как раз была острая нехватка педагогов родного языка. В итоге я и еще две мои одноклассницы поступили в наше училище.
Во время обучения я проходила практику в школе № 3. Мне очень понравились атмосфера в учреждении и коллектив. Когда получила диплом, вернулась сюда уже как педагог, а институт окончила заочно.
Вообще я могла работать учителем начальных классов или татарского языка. Второе мне нравилось больше ¬— всегда привлекало взаимодействие с детьми разного возраста. Вот и выбрала родной язык, который ребята изучают с первого по одиннадцатый класс.
— В вашей семье только вы учитель или есть другие представители этой профессии?
— Мои родители к педагогике не имели никакого отношения, но зато в окружении всегда было много тех, кто трудится в этой сфере. Есть среди родственников директор школы, учитель и педагог вуза.
У нас с супругом двое детей. Муж меня во всем поддерживает, в любых начинаниях, а дети с раннего возраста привыкли, что, кроме них, у меня есть еще много ребятишек-учеников. Сейчас дочь уже взрослая. Она живет в Москве, вышла замуж, работает. Сын закончил девять классов, продолжает учебу в сфере, абсолютно не связанной с педагогикой.
— За четверть века, что вы работаете в школе, сильно ли изменился коллектив?
— Вроде бы 25 лет — довольно внушительный срок, но основной костяк остается прежним. Есть учителя, которые пришли в школу примерно в то же время, что и я. Большинство продолжают работать по сей день. Некоторые коллеги постарше ушли на пенсию. Появились в коллективе молодые педагоги, но пока их не так много.
Есть у меня повод для гордости в лице бывшей ученицы. Она окончила училище и вернулась в родную школу на работу. Это очень приятно, она хотела быть педагогом, я ее поддерживала и изначально была уверена, что у нее все получится.
— Большая ли у вас рабочая нагрузка?
— В прошлом учебном году у меня было 13 групп — на уроках по родному языку классы делят на группы. Помимо занятий, есть еще классное руководство. В этом году у меня семиклассники: я буду работать с этими ребятами уже третий год. Стоит отметить, что ранее у меня на руководстве было сразу два класса. В июле у моих одиннадцатиклассников прошел выпускной. Лишь одному из них чуть-чуть не хватило баллов для поступления на бюджетное место, а все остальные будут учиться в вузах бесплатно. Для меня как для классного руководителя это большое достижение.
Надеюсь, что моих нынешних семиклассников тоже ждет большой успех. Это один из сильнейших классов в нашей школе. У ребят прекрасная успеваемость. Из 25 человек лишь пять троечников. Конечно же, это во многом благодаря прекрасной базе, заложенной учителем начального класса.
— Много ли внеклассной работы и мероприятий удается проводить?
— Дети в моем классе не только хорошо учатся, но еще и отличаются активностью. Причем инициаторами многих событий являются родители учеников. Мы собирали макулатуру и участвовали в экологическом конкурсе, регулярно проводим спортивные мероприятия, делаем интересные фотографии, ходим на экскурсии, даже ездим в другие города, например с моим нынешним классом два года назад мы были в Москве. Такое реализовать без поддержки родителей просто невозможно!
Благодаря желанию и усилиям мам и пап в прошлом учебном году мы стали призерами республиканского конкурса «Секреты дружного класса». Конечно, поддерживала нас вся школа, администрация, за что мы очень признательны. В финале соревнования родительских комитетов нашу команду высоко оценили. В качестве приза от Министерства образования и науки Татарстана дети получили путевки в оздоровительный лагерь Анапы на целый месяц. Летний отдых очень понравился ребятам. Они вернулись с восторженными эмоциями и теперь хотят участвовать в разных конкурсах. Отказать им невозможно, так что в новом учебном году обязательно будем с родителями и учениками пробовать свои силы в каких-нибудь соревнованиях.
— Как вы считаете, что самое сложное и важное в работе учителя?
— Главное — любить детей, относиться к ним с открытым сердцем. Наверное, этому нельзя научиться. Есть дети, которым тяжело дается учеба или трудно влиться в коллектив по разным причинам. Задача педагога — найти подход, объяснить другим ребятам, что каждого нужно воспринимать как равного, воспитать в учениках человечность, готовность подать руку помощи в любой момент. Важно, чтобы эти же ценности прививали им дома. Только при поддержке родителей все получится.
— Общаетесь ли вы с бывшими учениками?
— Моих выпускников отличает особая сплоченность. Часто слышу от них истории о взаимопомощи, поддержке. Большинство ребят продолжают общаться друг с другом, созваниваются, видятся, и знают, что происходит в жизни бывших одноклассников. Мне очень приятно, что и про меня они не забывают. Многие приходят в гости, навещают, регулярно интересуются, как у меня дела.
— За 25 лет стажа вы никогда не задумывались о смене деятельности?
— Нет, даже не допускала такой мысли. Школа — это мой второй дом. Каждый день мне хочется идти на работу, видеть лица и улыбки учеников. Профессия учителя не подразумевает рутины, она нескучная, потому что постоянно происходит что-то новое и ты никогда не знаешь, чем закончится день.
Я до сих пор не научилась не приносить работу в дом. Школьные дела не отпускают меня и после рабочего дня. Не умею переключаться, думаю об учениках, их проблемах. Иногда ругаю себя за это, но по-другому уже не могу.
Только летом, в отпуске, позволяю себе забыть о работе. Обычно заранее планирую, какие книги буду читать во время отдыха. Еще люблю рисовать картины по номерам и вязать. Также обожаю выращивать комнатные цветы.
— Что отличает современного преподавателя от учителя старой закалки?
— Сейчас педагогу приходится постоянно что-то в себе менять, искать новые подходы. Нужно развиваться дальше, ведь каждое поколение детей отличается от предыдущего. Необходимо учиться вместе с ними, чтобы быть интересными друг другу. Когда педагог узнает что-либо у своих подопечных, им это нравится, они осознают, что учителя не всемогущие всезнайки, а обычные люди.
Мне нравится развиваться вместе с ребятами, искать вместе с ними пути решения разных задач. Я подпитываюсь их свежими идеями, предложениями. Если хочешь быть успешным, то необходимо расти, следить за новшествами и увлечениями молодежи. Учиться надо сообща — тогда процесс интересен и педагогу, и детям.
Расспрашивала Анастасия БАЛАНДИНА
ФОТО: личный архив.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»
Галерея
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса