ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ
Чтобы автодороги Юго-Востока республики соответствовали требуемым стандартам, а движение было быстрым и безопасным, грейдеристы БУАД работают в любую погоду. Даже в зимние праздники, когда горожане наслаждаются отдыхом, служба борется со снежной стихией: чтобы бугульминцы беспрепятственно передвигались по трассам, дорожники трудятся в усиленном режиме, днем и ночью.
– Зимой нагрузка у грейдеристов колоссальная: особенно тяжело приходится во время метелей и сильных снегопадов. В такую погоду много времени проводим в машине, случается работать практически без выходных, – объясняет специалист.
В кабине грейдера панорамный обзор: благодаря удобно расположенным зеркалам здесь хорошая видимость. Салон оборудован кондиционером и отопителем. Машина один раз проходит участок – снимает наледь. В сильные морозы, чтобы освободить асфальт от снежного наката и льда, приходится повторить проход раза три-четыре. Настоящий профессионал всегда чувствует дорогу: срезает снег ровно, до самого асфальта. Он умеет маневрировать в транспортном потоке, рассчитывать объем работы и скорость движения.
– Физических нагрузок мы не боимся. Привыкли, – отмечает Виктор Алексеевич. – Иногда мешают автолюбители: норовят подрезать или обогнать. Пешеходы могут перебегать дорогу прямо перед грейдером. К сожалению, не все относятся с пониманием к нашей работе.
Сложнее всего приходится во время расчистки городских улиц, сетует водитель могучего механизма:
– Начинаешь разворачиваться или совершать какой-то другой маневр, а тебе сигналят, нервничают. А что поделаешь? Грейдер тяжелый, неповоротливый, зимой двигается со скоростью всего несколько километров в час – ему время нужно. Машина почти половину проезжей части занимает, и всякий раз волнуешься, чтобы никого не задеть, – хмурит брови бугульминец. – Все хотят ездить без помех, но почему-то мало людей уважают тех, кто трудится, предоставляя такую возможность. Еще транспорт часто бросают на проезжей части, приходится вызывать эвакуатор: все это занимает время и затрудняет нашу работу.
СОРЕВНОВАНИЯ И СЕМЬЯ
У специалиста БУАД есть грамоты и благодарности от руководства за хороший труд, но профессионализм дорожника ценят не только коллеги. Несколько лет назад Виктор Исаев участвовал в конкурсе профмастерства среди машинистов автогрейдеров ООО «Татнефтедор» со всей республики.
– Состязания проводили в Алексеевском районе, в них участвовали мастера из Альметьевска, Казани и других подразделений, – вспоминает знаток своего дела из Бугульмы. – Мы соревновались в вождении, умении управлять грейдером и других заданиях. Было сложновато, но в итоге я занял второе место.
Все свое свободное время Виктор Исаев посвящает семье: жене Анастасии и четырехлетней дочери Кире, домашним делам и заботам. На какое-нибудь хобби у грейдериста Исаева выделить минутку-другую не получается.
– Тут не до увлечений, когда по много часов проводишь за рычагами техники. Летом – строительный сезон, зимой – содержание дорог и очистка от снега. До дома бы добраться и отоспаться как следует, – признается молодой человек.
Менять занятие бугульминец не хочет и не планирует.
– Некоторые боятся идти в рабочую профессию, избегают ответственности и тяжелого труда. Считаю, что зря, ведь в любом деле можно состояться и иметь хороший заработок, – утверждает работник Бугульминского подразделения ООО «Татнефтедор». – После смены я с чистой совестью возвращаюсь домой и знаю, что сделал все возможное, чтобы жители республики ездили по чистым и безопасным дорогам.
Грейдер (от английского слова grade – нивелировать, выравнивать) – прицепная или самоходная машина для планировки и профилирования площадей и откосов, разравнивания и перемещения грунта, снега или сыпучих строительных материалов. Все функции грейдер выполняет с помощью специального рабочего органа – отвала с ножом, который смонтирован на раме машины. Его можно поднимать, опускать или поворачивать в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Римма БАРАТОВА