№ 1188
История каждого, даже уже закрытого предприятия, живёт в воспоминаниях тех, кто там работал. В этом уверен бывший работник автоколонны № 1188 Зявдат Саярович Зарипов.
Он решил работать водителем, как только получил права, в 1959 году. Спустя несколько месяцев пришёл устраиваться в Автотранспортное хозяйство № 1. Без проволочек приняли автослесарем, пообещав пересадить за руль машины. Вскоре так и произошло.
Предприятие занималось перевозкой народнохозяйственных грузов в нашем и соседнем районах. Водители активно были заняты во время уборочной страды: доставляли с полей зерно на городские мельницы. Помимо основной работы, по боевой тревоге тренировались ездить колонной, держать дистанцию между автомобилями. Таким образом готовились к участию в военных действиях. Но чаще не о трудовых буднях вспоминает Зявдат Саярович, а о дружном коллективе. В первую очередь о руководителе Иване Голове, чью судьбу считает удивительной.
Об Иване Тихоновиче не раз упоминалось на страницах «Бугульминской газеты». Писали, что юношей он добровольцем вступил в ряды Красной Армии, служил в стрелковых полках, был разведчиком, а потом попал на гражданский флот. Участвовал в Великой Отечественной войне. А недавно в статье о нём упоминалось, как о большом любителе сизарей. Благодаря его энтузиазму в Бугульме в середине прошлого века появился клуб голубеводов.
– После войны он работал конюхом на гужевом транспортном предприятии, куда через несколько лет стали поступать машины из военных частей. Когда парк техники значительно пополнился, предприятие стали называть авторотой, потом переименовали в «АТХ-1», следом в автоколонну № 1188, – продолжил Зявдат Зарипов. – Иван Голов всегда выглядел солидно, ходил в костюме. Правда, в одних и тех же сапогах. Это было поводом для обсуждений. Однажды признался, что носит их с гордостью, ведь обувка была подарена в честь Дня Победы. А вообще, был добрым директором. Никогда не ругался, не кричал на сотрудников, с нами держался на одной ноге. За это его уважали.
Поддерживать на ходу старые автомобили, сошедшие с конвейера 15 лет назад, водителям помогали старшие товарищи из кузнечного цеха. Зявдат Саярович вспоминает Фёдора Быстрова, с которым некогда ходил до вахты по улице Октябрьской и беседовал. Как тот рассказывал о сыне Геннадии, работавшем в бугульминском горкоме КПСС, а затем ставшим его первым секретарём. Как ехали потом до базы на «ГАЗе», выданном от профсоюза. До этого приходилось добираться до предприятия, находившегося возле бывшего мясокомбината, пешком.
– Рядом с кузницей располагался вулканизационный цех, где водителям делали из старых камер галоши на валенки. Неподалёку моторный цех. Там работали бывшие фронтовики Муса Гатауллин и Егор Неклюдов. Бывало, дядя Муса, служивший танкистом, делился историями своих сражений на войне. Как пошёл на таран и остановил тяжёлый немецкий танк «Тигр», броню которого не пробивали снаряды. За героизм его наградили орденом, – пересказывает Зявдат Зарипов. К слову, в те годы в автоколонне № 1188 трудилось много фронтовиков из числа наших земляков. Среди них Пётр Хрисанфович Сабанов, Виталий Антонович Милинчук. Их имена на официальном сайте «Бессмертного полка России» и страницах бугульминских изданий.
Проработал в автоколонне Зявдат Саярович четыре года. Потом решил попробовать силы на предприятиях Казахстана. Вернулся. Говорит, хотел было взглянуть на старых товарищей и прежнего руководителя. Да многие уже уволились, кто вышел на пенсию. Спустя ещё несколько лет рабочих поездок окончательно перебрался в родные края.
– Думал, хоть мимо проеду, посмотрю на стены нашей автоколонны. А предприятие закрыли, на его месте частные дома. Да и потом узнал, что многих работников уже нет в живых, – делится пенсионер.
О своих трудовых воспоминаниях он написал четыре книги. Последнюю – в прошлом году. Раздал их библиотекам и знакомым, чтобы названия предприятий и имена людей, работавших на них, не канули в Лету.
Вячеслав ДЕМЕНТЬЕВ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»