Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Литературная страница

Бугульминец – о первой любви

Было мне тогда двадцать лет. Но я уже успел закончить педучилище и год проработать в школе. А первый свой отпуск решил провести в родной деревне: думал, отдохну, как следует, помогу матери по хозяйству, буду косить сено, заготавливать дрова.

Лето выдалось красным: хлеб уродился на славу. И стар и млад проводили дни в поле.

Однажды бригадир Шагинур абый посадил меня на свой тарантас и повёз в поле.

- Съездим к комбайнёрам, ты же селькор, может, напишешь о нас в газету, - сказал он, улыбаясь. Среди механизаторов был и мой близкий друг Абузар, уроженец деревни, в которой я учительствовал.

Так и решили. И вот едем, любуемся тучной нивой. Абузар пригласил меня к себе в кабину. Таким образом, материал для статьи в районную газету я собрал.

На обратном пути мы с Шагинур абый решили заехать в Казанчы - крупное русское село в двух километрах от нашей деревни. Входит в состав Бакалинского района Башкортостана. Нас отделяет небольшая речка Сарашлы. Через неё никогда не было моста: люди переходили по мостику, а конные переправлялись по мелководью.

Переправившись через речку, поднялись по переулку и выехали на улицу. Она очень длинная, говорят, километра два. В детстве я ходил по этой улице: продавал лапти. Помню многие дома, их хозяев.

И вот мы остановились у высокого дома, привязали лошадь к воротам, вошли. Хозяйка тётя Арина оказалась давней знакомой Шагинура абый. Она встретила нас приветливо, быстро накрыла на стол, выставила угощение.

Женщина жила вдвоём с дочерью Катей. Видимо, она обратила внимание, что я посматриваю на девушку, и представила нас друг другу.

Катя, голубоглазая восемнадцатилетняя красавица с толстой косой, была инвалидом - плохо ходила. Слыла настоящей рукодельницей: хорошо шила, вышивала, вязала. И сейчас она вязала шаль.

Я не мог налюбоваться красотой девушки. Мне хотелось погладить её волосы, поцеловать в румяные щёки, обнять. Заметив, как я смотрю на неё, осмелела, спросила моё имя. Я пересел поближе к ней.

- Ягсуп, - представился я, пожимая её маленькую руку.

- Яг-суп, - повторила она медленно.

- Если не забудешь «ягодный суп», вспомнишь имя, - пошутил я.

Девушка засмеялась, но, увидев мой восхищённый взгляд, смущённо опустила глаза.

Мы долго беседовали с ней. Шагинур абый и тётя Арина не хотели мешать нам и вышли во двор.

Катя не могла ходить в школу, поэтому читать и писать её научила мама. У неё было много книг. Она несколько раз перечитала «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Я обещал привезти ещё книги.

С того дня я часто приходил к ним. Мы настолько привыкли друг к другу, что понял: жить без Кати не смогу. Девушка снилась мне по ночам, и днём я постоянно думал о ней. Катюша тоже с нетерпением ждала моего прихода, часами сидела у окна, высматривая, не иду ли. Если по какой-то причине не приходил, она не могла спать по ночам.

Каждый раз я дарил ей букетик полевых цветов. Катюша радостно принимала их и ставила в воду.

Она решила учиться говорить по-татарски, и я принёс ей свой русско-татарский словарь. Катя обещала ежедневно учить по десять слов и стала встречать меня фразой «Мин сине яратам».

Лето показалось нам очень коротким. Наступила осень, затем зима. Хотя я и погрузился с головой в любимую работу, ни на минуту не забывал о своей красавице. При каждом удобном случае спешил к ней, невзирая на мороз и буран. Я знал: она стоит у окна, горячим дыханием согревает стекло, чтобы видеть, как торопится к ней её Ягсуп. Так прошло-пролетело ползимы.

В последнее свидание мы решили встретить Новый год вместе. Я сдержал своё слово. С разрешения директора запряг школьную лошадь и помчался в Казанчы. Ещё не доехал до дома Кати, как увидел толпу, а вместо избы - пепелище…

- А где Катюша? - крикнул я, не помня себя.

Кто-то кивком указал на сгоревший дом: «Там… и Катюша, и Арина».

Что стало причиной пожара, почему они не смогли выбраться - никто не смог сказать. Печь, одиноко возвышающуюся на пепелище, я сравнил с собой.

С тех пор прошло немало лет, но я до сих пор не могу забыть свою Катюшу. И никого я не любил так, как её.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: 250

2VtzqvFmbm5