Сменили гнев на милость, или О приключениях французов в Бугульминском уезде
В октябре 1812 года Наполеону трижды отказали в заключении мира с Россией, отчего он начал бегство из Москвы. На обратном пути в Европу, а это 1200 километров, армия агрессора теряла тысячи солдат не только убитыми, но и больными, ранеными и пленёнными. В их числе были люди разных национальностей: немцы, поляки,...
Перед российским командованием встал вопрос: что делать с пленными? Отпустить восвояси? Тогда они снова могут оказаться в армии неприятеля. Решили отправить их за Волгу, в глухие восточные земли.
В конце августа 1812 года первые партии солдат разбитой французской армии были отправлены пешими колоннами в Казань. Дальнейший их путь пролегал через Бугульминскую слободу до крепостей Оренбургской губернии, где предполагалось разместить пленных.
Бугульминская ратуша, являвшаяся органом местного самоуправления, получила правительственную депешу, согласно которой следовало подготовиться к принятию французов. Известие об этом в один день облетело слободу и её окрестности. Обыватели от мала до велика высыпали на улицу Казанскую (ныне Ленина). Всем хотелось увидеть, как пройдёт одетое по-иноземному невиданное войско. Полицейские чины осаждали публику, предостерегая умерить гневные чувства к пленённым захватчикам.
Но когда взорам бугульминцев представились французы, зеваки сразу сменили гнев на милость. Стояла поздняя осень, дороги слободы представляли месиво из грязи и навоза, а пленные еле тащились, поддерживая друг друга. Они были «в весьма ветхом одеянии, некоторые даже не имели рубашек, а прикрываются одеваемой от поселян самой простой одеждой и представляют из себя самое жалкое зрелище». Так дословно писал о передвижении пленных губернатор Оренбургского края Невзоров.
В другом источнике сообщалось, что колонна из шести офицеров и 250 нижних чинов в декабре 1812 года не смогла дойти до самой Бугульмы и остановилась в деревне Кувак (сейчас находится в Лениногорском районе). Тому была причина - голод. Пленным месяц не выдавали жалование и продукты питания. По просьбе бугульминского исправника жители подкармливали немощных постояльцев в долг. Но через несколько недель отказались это делать.
Даже спустя год, когда продолжали следовать колонны пленных, ситуация не изменилась. В сентябре 1813 года поручик Чудинов привёл в Бугульму очередную партию французов. Он посетовал местным властям на отсутствие тёплой одежды, его подопечным грозила также смерть от голода. Несчастные выживали благодаря сердобольным бугульминцам, которые щедро делились с ними тем, что Бог послал.
Придя на место назначения, пленные обеспечивались постелями, посудой, дровами и прочими необходимыми потребностями. Худшим неудобством в жилищах крестьян и казармах составлял ужасный дым, который заполнял помещение при растопке больших печей, лишённых дымовых труб. Жильё кишело всякими неприятными насекомыми. Тараканы бегали по столам и стенам. Ночью они будили спавших, падая с потолка на лицо.
Двое солдат-однополчан были поселены в избу с четырьмя крестьянами. Им приходилось жить под одной крышей с кобылой, тремя телятами, десятью овцами и другими мелкими домашними животными. Утром французов будили телята, лизавшие им лицо. А сено, на котором они ложились спать, оказывалось за ночь съеденным овцами. Другим пленным везло ещё меньше - они засыпали со свиньями. Проходивший через Бугульму некий Вагнер тоже жаловался на подобные неудобства. Одно всех радовало - закупаемые продукты питания были крайне дёшевы.
После свержения Наполеона иноземным чинам было разрешено вернуться на родину. В июне 1814 года немецкая группа достигла Бугульмы. Посреди ночи в слободе возник пожар. Проснувшиеся пленные, с согласия властей, приняли участие в тушении огня - стали разрушать дома на границе пламени. Общими усилиями пожар ликвидировали. Бугульминцы восхитились смелостью постояльцев. Они поблагодарили их и с добрыми пожеланиями проводили домой.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»