Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Бугульминский архивариус

История бугульминского поселка глазами простой труженицы, вдовы фронтовика и ветерана труда

Скоро мы будем отмечать 100-летие ТАССР, прошлое которой состоит из историй многочисленных деревень, сел и городов. В 90-е годы, работая завклубом поселка Плодопитомник, я писала для газеты статьи о ветеранах войны, людях труда, талантливых детишках, но мне всегда хотелось больше узнать о далекой истории нашего поселка. 

В интернете нашла совсем немного информации из опубликованного паспорта Малобугульминского сельского поселения. В 1936 году был образован лесосадовый питомник, который находился в подчинении Татарского управления по лесонасаждению. В 1940-м он был переименован в агролесопитомник. С 1942 года назывался агролесомелиоративным питомником. В 1944 году мелиоративные работы прекратились, и он стал называться Бугульминским лесопитомником. В 1953 году был переименован в Бугульминский плодопитомник Татарского управления садоводства и питомнических хозяйств. А в 1973 году здесь был образован плодовоягодныйсовхоз «Урал». В этом же году село Малая Бугульма присоединилось к Плодопитомнику, где стали разводить крупнорогатый скот. В 1998 году совхоз «Урал» распался. И по сей день поселок Плодопитомник относится к муниципальному образованию «Малобугульминское сельское поселение».

Давайте попробуем взглянуть на историю поселка глазами простой труженицы, вдовы фронтовика, ветерана труда Антонины Андреевны Бурыкиной. Родилась героиня моего рассказа в марте 1932 года и проживала в поселке Сосновка, недалеко от деревни  Ключи.  С 12 лет работала на полях. В 1950 году вышла замуж за красавца – Федора Ивановича Бурыкина. Вернувшись с фронта в деревню Крым-Сарай Бавлинского района, он работал трактористом. В 1952 году  у них родился старший сын Александр, а в 1953-м  – второй, Николай. В 1959 году семья переехала на Плодопитомник. И вот уже 60 лет Антонина Андреевна проживает в этом поселке.

– Как только мы переехали,  устроились на работу: я – садоводом, а муж – трактористом. Жили тогда все, даже  директор,  в бараках. Топили печи и для обогрева, и для приготовления пищи. У конюшни бил славный родник, ходили к нему за вкусной водой. Директором Плодопитомника был Комаров Леонид Иванович. И при нем еще моя семья переселилась в многоквартирный дом, его сельчане называли «красным домом». При этом  же руководителе появилась контора, общая баня и даже магазин. Позже, когда детишек стало много, построили детский сад.

На лошадях и пешком люди прибывали на работу из Ефановки, Забугоровки, Малой Бугульмы и с Верхнего поселка  к семи часам  утра, а наши – и того раньше приходили.

Благодаря труженикам, выполнялся и перевыполнялся план на полях. Родина становилась богаче и сильнее. В передовиках ходили НакияГатина, АнтонидаНаумова,  МарусяЛомовская, Вера Косолапова, Вера Левштанова, Ксения Буслаева, Ольга Косолапова и другие. А на тракторе работала Магзура Загидуллина.

Работы было немеряно, невпроворот. Сажали яблони, груши, сливы и вишни, «с нуля» – семечками сортовых фруктовых деревьев.

Антонина Андреевна поделилась  рецептом чудо-саженцев.

– Очень трудоемкая работа. Вначале привозили живые фрукты-плоды из-под Казани, аж  целыми машинами. Яблоки, если свежие, кушали. Разрешалось. А вот  косточки да семечки бережно  промывали в марганцовке, сушили. В январе с торфом мешали, в ящики  ссыпали,  спускали  в подвал. Поливали по часам, чтобы проросли. Весной сажали в почву, все вручную! До августа поросль вырастала высотой до сорока сантиметров, и ее за трактором  выдергивали из земли. Затем прикапывали на зимовку, а весной высаживали в лунки, и только через четыре месяца прививали – окультуривали. Нужно было поездить по другим  районам и питомникам, чтобы  привезти  окультуренные ветки  чужих яблонь домой.  И, наконец, привить. Кто не видел всей тяжести, не поймет. Работа вся ручная, требовала много сил. Трудились в паре. Один специальным ножом надрезает т-образно  прорезь на молодых тонюсеньких стволиках, вставляет проросшее семечко. Другой перевязывает ростки полиэтиленовой ленточкой крестообразно. Оба человека, склонившись до самой земли, не разгибаясь до вечера, давали новую окультуренную жизнь растениям. А бригадир проверял: хорошо ли закопали саженец, да притоптали землю пятками вокруг него. Дергал рукой.

За две-три недели семена приживались, и пленку садоводы снимали.  Но весной, когда почки просыпались, начинали расти вбок.  Чтобы росточки не отломились, привязывали их к стволу мочалой.        

Осенью дикую ветку отрезали, оставляя «пеньки» и сохраняя новые росточки. Однако самая срочная работа была, когда наступала пора  выкопки   саженцев за трактором, с утра до шести вечера. Работники выдирали из  земли сорокасантиметровые  однолетки, метровые двухлетки и  трехлетки.

И весь город приезжал за саженцами, а по выходным «богатство» вывозилось на базар. Горожане раскупали зеленый товар нарасхват, даже в очередь записывались. Каждый старался для своего сада-огорода, те, кому не доставалось, – пешком приходили за ним в поселок. Саженцы Плодопитомника шли на ура и по всему юго-востоку Татарии. Откуда только ни приезжали за чудо-саженцами!

Антонина Андреевна и ее земляки были настоящими мичуринцами, а не просто садоводами-разнорабочими. Недаром весь поселок до сих  пор бегает к ней домой за советами. А она объясняет, когда высаживать, пикировать и собирать ягоды да овощи.

– Кроме этого,  мы и другие работы выполняли на  полях-плантациях, – продолжает наша героиня. – Много было разных поручений. Снег еще лежит на полях, а мы в тину-трясину  сажаем черенки смородины. Двигались строго по шнуру длиной в 500 метров. Ноги засасывало в грязь. Помогали друг дружке вытаскивать из земли ноги, а потом сапоги. И смеялись, и плакали. Без взаимопомощи – никуда! Летом сено косили, тюки связывали, сами грузили в тракторные тележки. Вот такой был  кропотливый труд на матушке-земле.

Любили, когда наступал сбор урожая. Сборщиц было много. Завсклад Владимир Герасимович Косолапов возил машинами ягоды по магазинам, и даже на винзавод: и смородину, и черную рябину, и малину, и крыжовник, из-за которого женщины проливали слезы по-настоящему. От боли, конечно. Сильно кололся кустарник при сборе! Норма была 20 килограммов. Бригадир принимал, а кассиром тогда работала Нина Клементьева. Народу все  прибывало. Постепенно построились и новая контора, с телефоном-рацией, потом клуб и начальная школа.

Зарплату выплачивали в два  приема: аванс  и получку в  65 рублей, да грамоты вручали.

Помнит Антонина Андреевна директоров, которые работали в 60-70-е годы, – Комарова  Леонида Ивановича, Солозобова   Петра Семеновича, Владимира Ивановича  Щелкунова.

Хорошие были люди, подолгу работали. Не обижали нас. Некоторые новенькие начальники не выдерживали и двух лет, увольнялись. Ведь работа на земле да с людьми очень тяжкая, непредсказуемая... И все это хорошо понимали.

В завершение хочу сказать, что сельчане с уважением относятся к ветеранам Плодопитомника, которые преодолели все трудности. Пусть всегда светит солнце, пусть вовремя выпадают дожди на нашу родную землю, а труд будет в радость для сельчан!

Аниса Ганфаритова,

жительница п. Плодопитомник

Фото из семейного архива Антонины Бурыкиной

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
2VtzqvFmbm5