Бугульминская газета

В Бугульме не умирает настоящее искусство

С горечью приходится наблюдать, что пропаганда нашего культурного наследия сегодня стоит на очень низком уровне. Современная культура, особенно изобразительная, напоминает нашествие революционного авангарда от культуры начала 20- го века. Колесо времени совершило столетний оборот, почти один в один повторяя вакханалию лжекультуры, лжеискусства. Всем известный Казимир Малевич как-то собрал своих учеников...

С горечью приходится наблюдать, что пропаганда нашего культурного наследия сегодня стоит на очень низком уровне. Современная культура, особенно изобразительная, напоминает нашествие революционного авангарда от культуры начала 20- го века. Колесо времени совершило столетний оборот, почти один в один повторяя вакханалию лжекультуры, лжеискусства.

Всем известный Казимир Малевич как-то собрал своих учеников в Витебске и сказал: «Искусство кончилось, я сделал всё, что мог, - «Чёрный квадрат» на белом фоне. Пролетариату не нужно искусство. Расходитесь и делайте табуретки, чашки, ложки, вожжи, шапки. Делайте вещи».

Группа художников авангарда требовала снесения Медного всадника в Ленинграде, как памятника царизму, закрытия Большого театра. И когда они все развалили до основания, многие из них спокойно уехали за границу. Они растоптали культуру Европы и Америки. Сейчас их последователям важно отвести внимание от реально существующей ситуации и прервать всяческие традиции. Вот этим и занимается так называемое современное искусство, современная культура, превращенная их отпрысками в серый бизнес. Но понятие бизнеса и даже прогресса в любой их трактовке неприменимо к искусству. В истинном искусстве есть величие духа, заключенного в произведениях. Нельзя сказать, что устарел Бах, Данте, Рафаэль или Достоевский. Они вечны, как вечно небо над головой, как шум леса, как улыбка красивой девушки. Это вечные понятия. Так и искусство - понятие вечное. Сейчас навязывается мода, безликая и в основе своей пошлая, - «современность». Задача этих навязывателей - все уравнять и привести к «черному квадрату», к дилетантизму. Сейчас многие дилетанты от искусства, «самовыражаясь», имеют большой успех. Но всё это не из области искусства, а в большей мере - политики и меркантильности интеллекта доминирующей, главенствующей серости. И это легко проверить даже на бытовом уровне. Пройдитесь по современным офисам, магазинам и посетите квартиры. Их стены увешаны дешевой продукцией, которая претендует на достойное современное и даже элитное искусство.

Микеланджело понимают все, как и Репина, Сурикова, Рембрандта. Любят Чайковского, Рахманинова, Баха - они писали для всех. А ныне подкладывается страшная идея мнимой элитарности, когда человеку предлагают самовыражаться вместо постижения таинства мира и гармонии, как раньше говорили - божественного замысла мира. Стоит напомнить слова великого российского художника Александра Бенуа: «Что есть русское искусство? Ответ русской души на таинство мира». Понимание тайны мира - вот содержание искусства. Оно было и пока есть у каждого народа своё. И мы до сих пор любуемся созвездием цивилизации великих культур, ушедших с лика Земли, потому что в основе их лежит высокая мораль и глубокое понимание добра и зла. И так у древних греков, у мусульман, так в христианской цивилизации, которая выросла из греко-римской культуры с приматом духа над материей. Играть, как Ойстрах, танцевать, как Уланова, написать картину подобно Репинским «Бурлакам» очень трудно. Нарисовать квадрат - легко, это псевдодемократия. Ещё Достоевский предупреждал: зло придёт в мир в маске добра.

Мы уже привыкли находиться на распутье дорог, как в известной сказке. И наша жизнеутверждающая задача - не ошибиться в выборе, особенно дороги душевного совершенствования. Этот выбор сложен и непредсказуем. Попытки поиска истины постоянны, и чем дальше от цивилизованных центров, тем они более достоверны и близки к этой истине. Участия в этом выборе никому не избежать, как и извечного вопроса: «Кто мы, откуда мы и куда идем?».

Наш небольшой город - не исключение. Но именно в таких провинциальных поселениях, как нигде, сохраняются духовные традиции народов. И не только сохраняются, но, к счастью, имеют свойство к развитию, отчаянно сопротивляясь новому, авангардному и не совсем логичному давлению.

В последние пять-шесть лет Бугульма переживает свой ренессанс в изобразительном искусстве, сохраняя и пропагандируя классические его каноны. Выставочные залы во Дворце молодёжи, центре татарской культуры, краеведческом музее и музее Я. Гашека постоянно заполнены экспозициями живописи и декоративно-прикладного искусства. В читальном зале центральной городской библиотеки также идут небольшие выставки картин местных художников. Мы можем утверждать о сформировавшейся культурной традиции.

Наши залы и организация выставок стали очень привлекательными для показа своих работ самых известных художников Татарстана. Народные художники РТ из Казани А.Абзгильдин, М.Кузнецов, А.Иншаков, заслуженный работник культуры РТ из Набережных Челнов М.Хазиев, заслуженный деятель искусств РТ из Лениногорска О.Кульпин и многие другие известные живописцы уже экспонировали свои работы в местных выставочных залах. С начала апреля в центре татарской культуры планируется открытие выставки заслуженного художника России, председателя Союза художников РТ З.Гимаева. Это уже признание Бугульмы как одного из культурных центров республики по пропаганде и развитию изобразительного искусства.

Но наиболее значимым событием в этом направлении являлось открытие частного выставочного зала-салона известного в РТ бугульминского художника, члена Союза художников СССР Р.Кругляковой на улице Г.Успенского, 69, где представили свои работы более 20 профессиональных художников юго-восточного отделения Союза художников РТ. Целью открытия этого выставочного зала является не столько пропаганда, сколько профессиональное просвещение бугульминцев в области изобразительного искусства, особенно молодёжи, проведение мастер-классов профессиональными художниками, выявление талантов.

В этом зале для любителей живописи есть возможность ознакомиться с истинным профессиональным изобразительным искусством, получить знание о подделках, как отличить настоящую творческую картину художника от картины дилетанта или того хуже - коммерческой обманки под живопись, которыми заполнены рынки и сувенирные лавки. Здесь можно не только приобщиться к понятиям о тонкостях живописи, но и приобрести понравившуюся картину в собственность.

Есть надежда на то, что реализация идеи этого культурного центра позволит многим любителям изящных искусств понять, что «Чёрный квадрат» Малевича не что иное, как субъективный фокус не из области культуры. А дешёвые базарные картинки в красивых рамах несут в себе дисгармонию и обман.


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: