Бугульминская газета

Живёт гармонь – поёт душа

Если кто-нибудь лет тридцать назад сказал, что сегодня в деревне трудно будет найти хорошего гармониста, никто бы не поверил. Тальянки и хромки в те годы звучали на всех сельских семейных торжествах и праздниках. К сожалению, в наше время чуть ли не все народные гуляния проходят под фонограмму.

В деревне Кудашеве Бугульминского района в один из тёплых летних вечеров прошло масштабное мероприятие «Славим гармонистов» - «Гармунчы дигэн даны бар». Инициатива его проведения принадлежит местной активистке Равиле апе Арслановой.

Отложив все дела и заботы, сельчане пришли в клуб, чтобы вспомнить земляков, оставивших добрый след в истории родного села, и послушать ныне здравствующих исполнителей. Здесь собрались не только поклонники народной музыки из Кудашева, но и те, кто приехал из Карабаша, Азнакаева, Альметьевска и Бугульмы. Центральное место на сцене заняли ветераны Великой Отечественной войны и, конечно, гармонисты. Ведущие мероприятия - Равиля апа Арсланова и работники СДК Ирина Загидуллина и Лейсан Янгирова постарались создать тёплую, радостную атмосферу живого общения.

В древности люди почитали богов: славяне, например, поклонялись мудрому Велесу, Даждьбогу, удалому Яриле, греки - могущественному Зевсу, покровителю искусств Аполлону… Глядя на сельчан, которые затаив дыхание слушали гармонистов, вдруг подумала: если и существует бог народной музыки, то он, наверное, такой же вот доброжелательный, с гармонью в руках, окружённый всеобщим вниманием и почётом. В этот вечер прозвучало много красивых татарских народных песен.

Тульская, саратовская, двух- или трёхрядка, хромка, ливенка, тальянка, баян... Нет, наверное, людей на земле, равнодушных к гармони. Кстати, народной её считают с XIX века. На Руси она появилась в конце XIX века благодаря тульскому мастеру Ивану Сизову. И так по душе пришлась она нашему народу, что стала неотъемлемой частью его культуры и верной спутницей в жизни.

… Звучат на сцене деревенские напевы. Это Ягфар абый Гарипов виртуозно перебирает бело-чёрные кнопочки своей многоголосой подружки, с которой не расстаётся всю жизнь. Сегодня он - майор милиции в отставке, приехал на малую родину из Нижнекамска. А когда-то лихо наигрывал в старом клубе весёлые плясовые и хороводные, развлекая сельскую молодёжь.

- Отец погиб в сорок первом на Белорусском фронте, - говорит Ягфар абый. - Мама поднимала нас с братом одна. Помню, бегал к соседям, чтобы научиться играть на гармони. Примером для подражания был Ахияр абый Багманов, только он предпочитал игру на тальянке, а мне больше нравился баян.

… Ведущая озвучивает со сцены список местных гармонистов, который старательно в течение нескольких месяцев составляла Равиля апа, заходя чуть ли не в каждый дом. Ни много ни мало насчитали 57 человек. Только Гаязовых - десять, Мияссаровых - пять, Багмановых и Фаттаховых - четверо с каждой стороны. А ещё есть Гариповы, Мирзахметовы, Мухаррамовы, Шавалиевы, Шигаповы и многие другие. Были среди них и представительницы прекрасного пола - Фаима Фаттахова, Магира Исмагилова, Наиля Галиуллина. И каждого можно было безошибочно распознать по манере игры.

- Опять у соседа тальянка заливается, душу рвёт (әнә, курше тагын тальянын кулга алды, моңы үзәкләрне өзә), - говорили люди, заслышав то плачущую, то взлетающую трелью соловья мелодию. А про ловко играющего на баяне - с почтением:

- Смотри, как выводит - бальзам на сердце льёт! (Курче, ничек уйната - йөрәккә сары май булып ята!).

Передавая инструмент из рук в руки словно реликвию, гармонисты-самоучки постепенно увлекали игрой и младшее поколение, бережно храня наследие предков. Таким образом, творчество самодеятельных исполнителей, вобравшее в себя многообразие татарских народных традиций, становилось неотъемлемой частью национальной культуры и семейного воспитания.

- Сначала Булат абый на тальянке меха тянул, - рассказывает Камиль Гумиров. - Потом на хромке научился играть, и на баяне тоже. Оба инструмента купил отец. Ещё один баян привёз с Украины, где проходил срочную службу. Старший брат Мизхат тоже был самоучкой, но Булат абый, если честно, превзошёл его в мастерстве. Он играл в клубе, на аулагый (молодёжных посиделках) и на Сабантуе. Его приглашали на свадьбы и проводы. Он был талантливым гармонистом, незнакомую мелодию схватывал на лету, достаточно было напеть ему одну-две строчки.

Говорили кудашевцы в тот праздничный вечер и о том, как деревня, изнывая от голода, нищеты и холода в годы Великой Отечественной, бесперебойно работала для нужд фронта. Вспоминали земляков, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками, поздравляли с 70-летием Победы ветеранов и детей войны.

Сегодня в Кудашеве проживают более ста человек, родившихся в период с 1919 по 1945 годы. В честь них прозвучали красивые песни в исполнении Адипа Гаязова (на фото). Он - автор сборника стихов, пьес и повестей «Тезләнеп, гафу үтен» («На коленях проси прощения»). В своё время работал в театре имени Карима Тинчурина, был солистом государственного ансамбля песни и танца РТ.

Затем перед собравшимися выступил его сын Алмаз, выпускник Актюбинской музыкальной школы. Несмотря на свой юный возраст, юноша лихо наигрывал на баяне: наполненную темпераментом «Цыганочку» одна за другой сменяли латиноамериканская «Ламбада» и татарские плясовые.

Словно яркий национальный узор вписалось в палитру праздника акапелльное пение ветерана войны Гайлемхан ага Мияссарова и участницы художественной самодеятельности Сазиды Багаутдиновой, приехавшей на встречу с земляками из Азнакаева. Чтобы так красиво, проникновенно да без сопровождения инструмента спеть, нужно обладать хорошим музыкальным слухом и природным тембром голоса. Обе песни сорвали бурю аплодисментов.

Старшее поколение сетует, что ещё немного, и забудется гармонь, что современной молодёжи больше нравится компьютерная музыка, синтезаторы. Тут, говоря словами великого Пушкина, «можно поспорить нам, но я молчу: два века ссорить не хочу». Предоставлю лучше слово молодому гармонисту-самоучке Марату Мирзахметову.

- Мой отец, Марсель Гаязович, был профессиональным музыкантом. В своё время окончил Елабужское училище культуры и искусств, работал в Кудашевском СДК художественным руководителем, всегда принимал участие в творческих конкурсах. Он хорошо пел, его гармонь звучала на концертных площадках республики и даже в Москве, на ВДНХ.

Я работаю в нефтяной компании, увлекаюсь народной музыкой. Сначала попробовал играть на хромке, взял у друга на время. Как-то разучил понравившуюся песню - получилось, захватило. Потом стал чаще брать в руки инструмент, играть в клубе по праздникам. Недавно Инсаф бабай Гаязов, дедушка супруги, отдал мне хромку, на которой когда-то играли его братья и он сам. Потихоньку семейная гармонь прижилась в нашем доме, и это ко многому обязывает. Теперь вот учусь в Доме техники играть на народных инструментах, на баяне, который достался мне от отца, и курае. Занятия проводит его друг - Ринат Мингазов.

Выходит, живёт гармонь, поёт душа народа! И встреча с гармонистами, которая благодаря стараниям местных активистов и работников культуры, вылилась в настоящий сельский праздник, с чаепитием и подарками от спонсоров, является ярким тому подтверждением.

 

 

 

 

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: