Бугульминская газета

Об иконах в Бугульме и не только

«Ничему русские не радуются так, как мощам и иконам», - писал митрополит Павел Алеппский, живший в середине XVII века. Но и в наше время, в эпоху науки и нанотехнологий, православные украшают иконой офис, машину, кладут её в кошелёк и надевают на руки браслеты с изображением святых… От большей концентрации образов...

Православная икона имеет богатую историю и значима для верующих. Воспринимают её не только как предмет искусства (ведь трудно не восхититься умением и даром художника!), но и как необходимую составляющую молитвенного обряда. Она органически входит в богослужебную жизнь, иллюстрируя в точности Священное писание. И, как говорит настоятель местного храма преподобного Серафима Саровского А. Расторгуев, открывает молящимся окно в мир иной.

Изображение святых - тонкое и ответственное занятие. Мастер-иконописец наравне с обучением художественной технике познаёт и религиозные догмы, проникаясь верой, дабы лики святых были искренними, светлыми, излучающими благодатное умиротворение. Лица выражают победу над страданиями и страстями, облагороженные и утонченные, представляют нам образ, к которому мы должны стремиться, пребывая в любви к Богу. Икона помогает верующему сосредоточиться именно на том, к кому он обращается.

Священник объясняет, что икона, как предмет, силы не имеет, и говорить, что она «чудотворит» - не совсем верно. Это обычное сокращение сложных формул речи, которое человек применяет в диалогах. В православном обиходе корректнее было бы сказать: «Господь по молитвенному ходатайству через образ явил чудо». Батюшка Александр однажды сам стал свидетелем подобной чудотворной воли. Один из его сыновей оказался тяжело болен. Ежедневно отцу приходилось смотреть на своего угасавшего ребёнка. Результаты анализов были неутешительными, врачи пророчили белокровие, надежды почти покинули семью. Тогда батюшка с просьбой о молитве позвонил другу в Набережные Челны, где как раз находилась мироточащая икона Семистрельной Божьей Матери. Отменив поездку в больницу, отправились приклониться к ней. Людей было много, пришлось выстоять большую очередь, но всё-таки удалось предстать перед образом. Звучит, возможно, фантастически, хотя нет, так и есть, фантастика - анализы мальчика на следующий же вечер улучшились…

Сложно найти ту грань, где кончается самовнушение и начинаются чудеса, где любовь переходит в фанатизм, а вера - в слепое рабство. На иконах изображены реальные люди, жившие на земле. Отдавшиеся физически и духовно своей вере. И не только те, кому пришлось умереть ради религии, но и кто посвятил ей своё существование, выражая, таким образом, искреннюю любовь к Богу, вознеслись на небеса и помогают мирянам в их бедах и горестях. Искренность в данном случае - это состояние безмерной, самоотреченной, но при этом разумной и смиренной любви. Когда человек перестаёт бояться Бога, становится блаженным, не юродивым, как привыкли понимать это слово, а носителем блага. Блажен тот, кто любит, верит, делится добром, кто сможет определить для себя черту, преходящую страсти.

А изображать лики стали с момента, когда Бог воплотил себя в Иисусе и принял жертвенную смерть. С этого времени началась другая эра для христиан, которая изменила сознание людей и подарила Новое писание. Поэтому изображение Спасителя не является противоречащим закону о том, что Бог не описуем, ибо он был реален и материален, как обычный человек. Но представлять Божественную сущность, выдумывать православный не имеет права, так как предупреждение, данное Богом Моисею, гласит: «…лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых», что обосновывает запрет в составе Десяти заповедей: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

Отец Александр говорит, что к иконе нужно относиться так же, как к фотографии любимого человека, стараться сохранить и держать в безопасном от вреда месте. Сравнение священной картины с фото наглядно объясняет ещё одну особенность икон. При встрече с самим человеком и при взгляде на его портрет мы называем одно и то же имя. Поэтому на православной иконе обязательно должна присутствовать надпись - имя изображенного.

Обычно в домашних условиях иконостас располагают в восточной стороне комнаты, но если этого сделать нельзя по определённым обстоятельствам, то его можно разместить в другом месте. Если это полка, то на ней не должно быть предметов, не относящихся к православию, будь то книга или картина. Иконы нельзя ставить перед телевизором и заниматься их коллекционированием. И, конечно, не стоит забывать об их главной роли - напоминать верующему о Спасителе, чтобы чаще о Нём вспоминать и молитвенно воздыхать. Вот почему образов так много в православных храмах.

Иконы можно увидеть и в качестве подвесок, браслетов, колец… Но православному ни к чему столь мощная экипировка. Достаточно носить крестик, чтобы проявить принадлежность вере, а остальное зависит от внутреннего состояния и знания, к которому необходимо постоянно стремиться.

Кстати, каждый желающий разобраться в православии, может обратиться в церковь Серафима Саровского, где по воскресеньям, после службы, для взрослых открыта школа.

Теги: 250
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: