Бугульминская газета
  • Рус Тат
  • Комсомолу посвящается

    Сегодня очередную годовщину отмечает всесоюзный ленинский комсомол. Среди тех, кто придерживался идеологии, за которую некоторые товарищи в своё время шли до конца и порой были готовы сложить головы, немало и бугульминцев.

    Задачи у комсомольцев лёгкими не были. Взять, к примеру, освоение целинных и залежных земель. Тогда в Казахстан со всего СССР шли эшелоны со строительным материалом, сборно-щитовыми домами, сельскохозяйственным оборудованием, передвижными электростанциями, грузовым автотранспортом. Вместе с механизаторами, полеводами на целину отправлялись учителя, врачи, инженеры. В июне 1959 года по комсомольской путёвке в Павлодарской области оказалась и Лидия Ивановна Чайковская.

    - 17-летним подростком я работала на хлебоуборке поваром. Помню, как мне, юной девчушке, приходилось обеспечивать питание взрослых мужчин-комбайнёров. Расстояния от центра совхоза до поля, более десяти километров, преодолевали пешком. Правда, иногда на тракторах подвозили. Хлопотали на кухне с раннего утра и до вечера, пока всех не накормишь.

    Условия были тяжёлые: летом - знойная жара, зимой - трескучие морозы. А жили в небольших, чуть ли не глиняных, домиках. Спали на матрацах и подушках, набитых соломой. Дров и угля для топки катастрофически не хватало. Один раз даже пришлось снять с косилок колёса, лопасти и топить ими. Если выдавалась свободная минутка, сами организовывали себе досуг, - рассказывает пенсионерка. Лидия Ивановна познакомилась на целине с будущим мужем, механизатором, приехавшим из Белоруссии. У них родились пятеро ребятишек. Окончательно в Бугульме обосновались в 1985-ом.

    Кстати, осваивая целину в Павлодарской области, вместо предполагавшихся 750 тысяч, «павлодарцы» распахали более миллиона гектаров земли.

    Что такое всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи старшее поколение знает не понаслышке. Это было частью их жизнью, внут-реннего «я». С уверенностью можно сказать, что большинство даже припомнят устав организации, заученный в прош-лом столетии от корки до корки. Прокашлявшись и расправив плечи, они скажут, что членом ВЛКСМ может стать только тот, кто старается претворить в жизнь программы государства, показывает пример в труде, учёбе, бережёт, приумножает социалистическую собственность, настойчиво овладевает культурой, достижениями современной науки, техники и, в первую очередь, является патриотом.

    Ещё одним серьёзным делом для комсомольцев стало строительство Байкало-Амурской магистрали, которой в нынешнем году исполнилось 40 лет. В работах, положивших начало свыше 60 городам и посёлкам, 200 железнодорожным станциям и разъездам, ежегодно участвовали до 20000 человек.

    Реклама

    - В 1975 году для участия в строительстве БАМа, а точнее центрального его участка, нас от бугульминского депо отправили пятеро человек. Трудиться начали со станции Янкан посёлка Аносовский с бригадой путе-укладчиков Ивана Варшавского. Кстати, соединение «золотым звеном» рельсов магистрали на разъезде Балбухта, что ознаменовало открытие сквозного движения поездов на всём протяжении Байкало-Амурской магистрали, заслуга именно этой бригады, - вспоминает Николай Иванович Пискунов (на фото в центре второго ряда). Природные условия на протяжении всей трассы были очень сложными: горные хребты, впадины, перевалы, большие и малые реки. Настигали нас на пути многочисленные оползни.

    Ночевать приходилось в вагончиках. Рабочий день - ненормированный, в час проходили по десять - пятнадцать километров. Проложим путь от одного участка до другого, а потом нас перевозили до следующей станции. На каждой встречали с оркестром, как победителей. Кормили замечательно, что тут скажешь, - иностранное снабжение. Давали тушёнку, сгущёнку, копчёные колбасы, которые в большинстве городов Союза были в страшном дефиците. Иногда вообще в нашу столовую не ходили, отдавали предпочтение этим яствам. Понимали, чем лучше рацион, тем больше сил.

    За девять с половиной лет, отданных Николаем Ивановичем БАМу, сделано было много. В Шимановске возвели комплекс предприятий строительной индустрии, по северной трассе прошёл первый эшелон с нерюнгринским углём. В Кузбассе, на Кузнецком комбинате имени Ленина, опробовали комплекс по термичес-кой обработке рельсов, заложили крупнейшее в СССР локомотивное депо, ставшее основой транспортного узла Байкало-Амурской железной дороги. Замкнулось Дальневосточное железнодорожное кольцо с выходом в порт Ванино, что позволило улучшить транспортную связь с Сахалином, Камчаткой, Магаданской областью, увеличить маневренность и грузоподъёмность всей железнодорожной сети Дальнего Востока. Вот лишь некоторые достижения того времени.

    За свой труд Николай Пискунов получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», имеет 13 благодарностей. Конечно, лучшей наградой стало знакомство на БАМе с будущей супругой, родившей ему двоих детей.

    Прав был Владимир Маяковский, когда написал фразу: «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!»

    Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: