Решительное «НЕТ!» заявили малобугульминцы главному архитектору и руководителю исполкома муниципального района М. Каюмову и Т. Никулиной.
Это случилось во время публичных слушаний об изменении границ муниципального образования (МО) «Малобугульминское сельское поселение». В начале весны Бугульминский городской совет выступил с инициативой об изменении границ МО и присо-единении его территорий к городским. Почему возник этот вопрос сегодня, с точки зрения селян, «ни с того, ни с сего»? Что даст им изменение статуса села? И вообще, для чего нужно, чтобы старейший населенный пункт района, которому без малого 280 лет, в одночасье превратился в городскую окраину?
Ни на один из этих вопросов, которые волнуют сейчас жителей Малой Бугульмы, ответа на публичных слушаниях не прозвучало.
Сухая и короткая информация главного архитектора только внесла сумятицу и в без того встревоженные головы людей. Они не понимали, для чего город желает распространить свои пределы до железной дороги, а десятки гектаров угодий, на которых испокон веку трудились и где пасли свои стада, хотят отдать в распоряжение Восточного и Спасского сельских поселений - там своих заброшенных земель хватает. Разговор с руководителем райисполкома и вовсе напоминал беседу слепого с глухим: каждый о своем.
Между тем произошедшее горячо продолжают обсуждать и в автобусах, и в педагогических коллективах, и на любой лавочке. Когда стало известно, что районное начальство пытается захватить село - а малобугульминцы именно так восприняли возникшую ситуацию, на мероприятие под названием «публичные слушания» в дом культуры пришли несколько сот человек. Первой слово взяла местный краевед - заслуженный работник культуры РТ М.Павлюшкина, много лет возглавлявшая дом культуры. «Не только нельзя присоединять к городу, а просто необходимо сохранить Малую Бугульму как исторический населенный пункт района, - считает она. - Ведь через два десятка лет забудется, что был такой и имел свою историю. Кто из коренных жителей захочет, чтобы внуки и правнуки не помнили, откуда родом?! Наше село - это наша история - рода Чуриных, Венковых, Макаревских, Нагорновых, Курляновых. Это фамилии основателей Малой Бугульмы. Потомки их до сих пор здесь живут и пока не собираются стать горожанами».
«Вот вы сейчас сказали, - обратился В. Московкин к Т.Никулиной, - что село не изменит своего статуса. Речь, мол, только о границах земель. Но ведь ясно же, как божий день, что это положение сохранится пару-тройку лет, а может, и того меньше. Вы своего добьетесь, и через некоторое время нас даже спрашивать не будут, когда начнут рушить то, что сейчас здесь существует».
Больше всего селян заботят, конечно, материальные соображения. Любой понимает: с изменением статуса села (а после изменения его границ, которое влечет за собой отнесение территории Малой Бугульмы и поселка Плодопитомник к территории муниципального образования «Город Бугульма», это вопрос времени) и в его жизни многое поменяется. Семь важных пунктов, с которыми не согласны, по пальцам перечисляли выступившие. Моментально повысятся налоги и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (киловатт электроэнергии, например, в селе стоит рубль 70 копеек, а в городе - два рубля 43 копейки). Негде будет пасти скот. Фельдшерско-акушерский пункт ликвидируют. А в связи с тем, что не станет исполкома местного Совета, за любой бумажкой, выпиской из похозяйственной книги и прочим придется ехать в город, стоять там в очередях. Удобства все это, конечно, не прибавит людям.
Будущее изменение статуса больно ударит по школе. В дальней перспективе - тем, что из основной она быстро превратится в основную с девятилетним образованием; а в ближней - учителя лишатся так называемой сельской надбавки в 25 процентов к зарплате, и педагоги, живущие в городе, потеряют стимул ездить сюда на работу. По словам директора школы А.Гараева, в коллективе этой базовой школы района - 25 учителей, они получают пресловутую надбавку (а всего этой льготой пользуются 43 бюджетных работника). Они обучают наукам не только местных детей, но и ребят из Плодопитомника, Ключей, Чиркова, Восточного, Старого Исакова, которых на уроки привозит школьный автобус. Наполняемость классов по сельским нормативам - 14 учащихся, тогда как в городе - 25. Но в Малой Бугульме давно уже такой наполняемости не наблюдается, так что старшеклассники окрестных деревень вынуждены будут добираться за знаниями в Бугульму на общественном транспорте. А что это такое, тут же напомнил А. Федотов: «Надо было с больным ребенком попасть на прием к врачу. Прождали автобус маршрута № 6 несколько часов, потому что восьмичасовой не пришел, девятичасовой не пришел. В одиннадцать часов у водителей по графику обед. О чем тут говорить, если в село с полуторатысячным населением не налажен регулярный транспорт. Автобусы часто ломаются, на замену им никто не выезжает, и люди вынуждены часами мерзнуть на остановках. Ну, сагитируйте нас, - обратился он к сидевшим в президиуме городским чиновникам. - Объясните, какие плюсы получим».
- Дороги, - начала было Т. Никулина. - У вас будут хорошие дороги, ведь посмотрите, в каком они состоянии.
Но слова ее потонули в откровенном смехе и репликах типа «Вы сначала в городе порядок наведите, а потом за наши сельские дороги беритесь».
Упоминание о дорогах задело за живое и Г. Макаревскую. Она вспомнила времена, когда на малобугульминских землях хозяином был совхоз «Урал» во главе с М.Мугтазировым и повсюду кипела жизнь и работа: на полях, молочно-товарной ферме, тракторном парке с новой техникой, зернотоку и сушилке, пилораме. Село росло, и развивалась его инфраструктура: построили детский сад, школу, медпункт, дороги, провели газ и воду. Крестьяне в сезон выгоняли на выпас по два табуна крупного рогатого скота. «А какие вложения сделала в село районная или городская власть после 1998 года, когда расформировали совхоз? Да никакие. Теперь вы земли заберете, - повернулась она с трибуны в сторону президиума с гостями, - а что с нашими паями будет? Их изымут или выкупят под городскую застройку, и уже ни сена, ни соломы, ни зерна те, кто держит скотину, нигде не получат. У меня три сына, они живут в селе. И я, выращивая бычков, помогла им поставить дома на родной улице. У сыновей были планы на укрепление хозяйства, приобретение техники.
Политика государства сегодня - сохранение села. В последние годы сколько программ открыто на поддержку начинающим фермерам и тем, кто хочет развивать личное подсобное хозяйство! Значит, всему этому у нас в селе придет конец.
Наша сила, - обратилась Галина Дмитриевна к землякам, - в единстве. Мы не должны позволить погубить Малую Бугульму».
Взволнованная и эмоциональная ее речь то и дело прерывалась одобрительными аплодисментами и возгласами. Поддержал и учитель информатики и математики С. Дмитриев: «Я пришел в школу, потому что мне здесь интересно. Хотя я, специалист по информационным технологиям, мог бы устроиться и в городе. Но в городе трудно найти жилье. А в селе я стал участником программы по обеспечению молодых семей жильем, и мы увидели свет в конце тоннеля. Выходит, в поисках другой доли я теперь должен покинуть свою работу и село?»
О своем видении будущих проблем земляков говорил Г. Ефремов: «Когда жители нашей улицы, она называется Совхозной, захотели переименовать ее в улицу имени Марата Тазеевича Мугтазирова, городские чиновники сказали: нельзя, дорого выйдет, ведь надо столько денег на изменение документов. А сейчас, случись нам перейти в статус городских, за чей счет будут менять документы? Неужели за государственный? Что-то сомневаюсь я».
Обсуждение вопроса затянулось на три часа. Возмущенные люди выплескивали не только эмоции по поводу новой и не устраивающей их перспективы, но и застарелые обиды: почему транспорт плохо ходит? почему «скорая помощь» не обслуживает вызовы? почему в ФАПе не могут наладить работу, как встарь? если Малая Бугульма оказалась для большой Бугульмы таким лакомым кусочком, почему бы сначала не показать ей прелести городского быта, а уж потом агитировать за переход?
Увы…
Вот и ответили селяне многоголосым и единодушным отказом прибывшим на собрание чиновникам. «Не вижу никакой пользы в переходе для нашего села и его жителей, - написал, словно точку поставил, в своем заявлении на имя председателя Совета Малобугульминского сельского поселения М.Поваровой В. Соловьев - Я против присоединения».
«Против» расписались в опроснике общественного совета 400 человек. И хотя на 20 мая назначен референдум по обсуждаемому вопросу, исход народного голосования очевиден.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса