Мы дважды проводили опрос среди учеников и их родителей на тему инклюзивного обучения и задавали им по четыре вопроса: проживают ли вместе с тобой (семья, соседи) люди с ограниченными возможностями; по программе «Доступная среда" предполагается совместное обучение детей с ограниченными возможностями. Как ты относишься к тому, чтобы с вами в классе учились дети с ограниченными возможностями; с какими трудностями сталкиваются, на твой взгляд, люди с ограниченными возможностями в нашем городе (А. отсутствие доступной среды (нет пандусов, лифтов и т.д.); Б. психологический барьер между людьми; В. нехватка денежных средств ввиду маленьких пособий по инвалидности; Г. отсутствие работы для людей с ограниченными возможностями; Д. недостаточное внимание со стороны чиновников(госслужащих, и других госструктур); чем бы ты мог помочь лично людям с ограниченными возможностями?
Первый раз провели опрос, когда приступили к исследованию. Поначалу опрашиваемые с непониманием относились к этому. Были резкие заявления со стороны некоторых учеников по отношению к людям с ограниченными возможностями. Да и некоторые родители отнеслись, как нам показалось, со скрытым негативным отношением к поднятой теме.
Соотнеся ответы, мы пришли к выводу: согласны на инклюзивное обучение те учащиеся и родители, рядом с которыми живут люди, имеющие инвалидность. Понять и принять могут те, кто близок с ними, знает их насущные проблемы, принимает участие в их жизни. Таких оказалось 22 процента из опрошенных.
Отвечая на третий вопрос, большинство взрослых выбрали пункт «Г»- отсутствие возможности работать(61 процент), а подростки предпочли вариант «А» (44 процента) - отсутствие доступной среды. Родители ставят на первое место невозможность работать. Учащиеся больше склонны считать: самой большой трудностью является отсутствие пандусов, поручней, широких лифтов, коридоров.
На вопрос: «Чем бы ты мог помочь лично людям с ограниченными возможностями?» 74 процента опрашиваемых промолчали. Остальные предложили услуги в виде посильной помощи при передвижении, обеспечении едой и одеждой, моральной поддержки.
Изучив полученные данные, мы решили провести просветительскую работу. На классных часах продемонстрировали ролики, рассказали о программе «Доступная среда», показали фото- и видеоматериалы из центра «Возрождение» о нашей волонтерской деятельности. Проводили эксперимент в виде игры «Пойми меня» и «Поводырь», где ребята должны были представить себя в роли глухонемого и незрячего. В целом ребята с интересом отнеслись ко всему этому, задавали вопросы, участвовали в играх.
Мы также обращались к родительской группе. Им были показаны ролики и материалы из «Возрождения».
Через два месяца опрос повторили. Результаты показали, что просветительская работа дала положительный эффект. Больше стало ответов на четвертый вопрос. Люди готовы помочь, если к ним обратятся за помощью (15 процентов). Таким образом, пришли к выводу: чтобы создать доступную психологическую среду, необходимо вовлекать волонтеров, специалистов и других неравнодушных людей.
Существующие барьеры, такие, как архитектурная недоступность школ, физически устранимы, но, чтобы устранить психологический барьер, необходимо приложить усилия всего общества. Большинство учителей и директоров школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы принять детей с инвалидностью в своих классах. Родители детей с инвалидностью не знают, как отстаивать право на образование, и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
Между тем, инклюзивное образование подразумевает совместное обучение детей, имеющих различные ограниченные возможности (в том числе физическую или психоневрологическую инвалидность), с обычными детьми.
Оно ставит ребром вопрос об индивидуальном подходе, который на самом деле необходим не только детям-инвалидам, но и каждому школьнику. Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью, - создать позитивный настрой одноклассников, учителей, родителей и администрации учреждения. Если к ребенку с инвалидностью относиться как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), то такое отношение передается и учителям, и одноклассникам. Тогда и сверстники будут оказывать посильную помощь, и ребенок будет себя ощущать свободно. Необходимо вовлекать ребенка-инвалида во все виды деятельности - и образовательную, и внеклассную. При этом формировать у его одноклассников отношение к нему, как к равному и в то же время как к человеку, которому бывают нужны помощь и поддержка.
В нашей школе, например, ученики и их родители готовы принять таких детей, если они не будут, по их словам, «мешать учиться». Мы уверены, что именно родители становятся противниками инклюзивного обучения. После показа им видеороликов о жизни воспитанников центра «Возрождение» ситуация стала меняться.
Думаем, что мудрость и рассудительность большинства взрослых помогут создать доступную среду, тогда к словам французского ученого Жана Ванье мы будем относиться, как к самым актуальным и важным: «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить».