Бугульминская газета

Роспотребнадзор помогает бугульминским потребителям

Права бугульминцев, как потребителей, защищают специалисты территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ. В минувшем году рассмотрено 132 письменных обращения граждан, более ста человек получили устную консультацию. При содействии специалистов отдела почти 60 процентов обращений были решены в пользу заявителей.

Большинство претензий поступило в адрес коммунальных служб, были нарекания на некачественные непродовольственные товары. Не уменьшается количество жалоб на нарушения правил торговли (неполная информация о реализуемых товарах, отсутствие ценников, непредоставление продавцами книги отзывов и предложений).
Кроме рассмотрения жалоб, заявлений и консультации граждан, территориальный отдел осуществляет государственный контроль по соблюдению законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей. В прошлом году проведены 137 мероприятий по контролю на предприятиях розничной, оптовой торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер. Выявлено свыше 200 нарушений, по которым возбуждено 175 дел. Сумма наложенных штрафов составила свыше 700 тысяч рублей. Наиболее многочисленными остаются нарушения прав граждан на информацию о продавце, изготовителе, исполнителе и реализуемых товарах, выполняемых работах и услугах, на безопасность и качество товаров.
Хотелось бы остановиться на типичных ситуациях и дать пояснения.
1. Покупатель сдал в ремонт сотовый телефон и никак не может получить его обратно. Ответы продавцов: «Придите завтра», «Подойдите через день» и т.д. В данном случае сроки всегда надо оговаривать документально. Если срок проведения ремонта прошёл, а товар не готов, по закону, человек имеет право требовать неустойку. Если речь идёт о товаре, то это один процент от его стоимости, если услуга, то три процента от оплаченной стоимости. То есть, если телефон, к примеру, стоит 10 тысяч, то за десять просроченных дней вы вправе требовать одну тысячу рублей неустойки. Кроме того, потребитель вправе изменить свои требования. Например, может потребовать расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные за товар деньги.
2. Нужно ли сохранять упаковку товара после покупки и насколько это обязательно? Упаковка требуется только при возврате качественного товара, не подошедшего покупателю по размеру, цвету и т.п. Если же вы сдаёте товар, в котором обнаружились недостатки, то продавец (производитель, сервис-центр) не вправе требовать сохранения упаковки!
3. Можно ли предъявить претензии к качеству товара после истечения гарантийного срока? Да. В законе написано, что такое право остаётся в течение двух лет с момента покупки. Единственное, что доказательная база после гарантии лежит уже на человеке. То есть, если, скажем, телефон ломается в течение гарантийного срока, то диагностику делает продавец. Потом же наличие в телефоне скрытого брака доказывает покупатель.
4. Часто задаются вопросы о гарантийных сроках на товары. Завод даёт гарантию три года, а в магазине говорят - на один год вам гарантия полная, а ещё два года - бесплатный сервис. Насколько это правомерно? Неправомерно. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если установлен, то имеет право изменить срок гарантии только в большую сторону.
5. Хотелось бы разъяснить ещё один момент. Сейчас в магазинах требуют оставлять вещи на входе в специально запирающихся ячейках. Магазины имеют право ввести внутренние правила, если они глобально не ущемляют права покупателя. Конечно, это делается не столько для людей, сколько для удобства торговли. Свои действия магазины объясняют тем, что установка камер слежения приведёт к удорожанию товаров, хотя, в принципе, это их проблема. Изучив все документы, мы обнаружили единственное правило: в случае, если покупатель имеет товар, который продаётся в этом магазине, он должен сообщить об этом заранее. И всё.
6. Нередки обращения по поводу некачественной услуги частных стоматологических клиник. Например, к нам обратился С., который лечил зуб в такой клинике, затратив на всё полторы тысячи рублей. В результате пришлось зуб удалить в этой же клинике. Есть ли возможность вернуть деньги? Если считаете себя ущемлённым, в любом случае вправе предъявить претензию. Единственное, удовлетворят ли их? Медицинские дела сложны тем, что нас, потребителей-дилетантов, могут просто забить терминологией. В случае отказа в удовлетворении ваших требований советуем обратиться в Министерство здравоохранения РТ, которое является лицензирующим органом.
7. Другая группа обращений - по поводу приобретения некачественной обуви. В основном, в магазинах при обнаружении недостатков предлагают лишь ремонт обуви. Как быть в данном случае? Вы вправе требовать её замены или денег, или согласиться на ремонт - на своё усмотрение. Для этого надо написать претензию в двух экземплярах и выставить единственное требование, не давая альтернативы. К примеру, расторгнуть договор купли-продажи или вернуть деньги. На одном экземпляре продавец должен поставить дату приёма претензии и в течение десяти дней дать ответ. Если не дадут ответа - обращайтесь в территориальный отдел по адресу: ул. Ворошилова, 4, тел.: 4-16-07, 4-41-28.
Также сообщаем, что в здании Роспотребнадзора по адресу: ул. Ворошилова, 4, начала работу общественная организация «Центр по защите прав потребителей РТ», которая оказывает бесплатные консультации, помощь в составлении претензий и исковых заявлений, а также представительство в суде в защиту интересов бугульминцев.
Р.Шайдуллина,
ведущий
специалист-эксперт

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: