- Для инвалидов с высокой квалификацией сейчас большой простор деятельности. Одни работают на издательства, занимаясь дизайном, сканированием, версткой. Другие переводят тексты, третьи зарабатывают репетиторством: общаются с учениками через скайп. При этом ученик может находиться где-нибудь в Швейцарии. Эта услуга широко распространена, но работа тяжелая и сложная, востребованы лишь преподаватели высшего класса. Ведь каждому такому работнику присваивают свой рейтинг и ставят оценки.
У работодателей - своя выгода: можно нанять хоть 10, хоть 1000 удаленных работников, не тратясь на аренду, оборудование и содержание помещений и не выплачивая отчисления за внештатников в пенсионный фонд и соцстрах. Раньше можно было заключить с работником гражданско-правовой договор, и пусть он сам по своим доходам отчитывается. Теперь работодателей пытаются обязать оформлять удаленных работников, соблюдая все нормы КЗОТа.
"Мне вот обещали декретные выплатить", - поделилась с корреспондентом 32-летняя жительница Казани Эльвира Вагизова. На фриланс ее подбила сестра, что живет в Бугульме, теперь обе трудятся в крупной московской компании. Фирма занимается подбором артистов для организации торжеств - от дня рождения до всероссийского фестиваля. Задача Эльвиры - регистрировать артистов в Сети и ставить оценку их профессиональным навыкам. Опыт работы в шоу-бизнесе и образование у Вагизовой есть, потому ее и взяли, правда, пока лишь стажером. По словам Эльвиры, база "работников", включая звезд, позволяет исполнить почти любые фантазии заказчика за его деньги. Сама стажерка за работу пока получает около 20 тысяч рублей. Зато не тратится на садик, сама сидит с ребенком.
В российских СМИ мелькали данные департамента труда США, согласно которым в Штатах на фрилансе работают 8 процентов трудоспособных граждан, то есть почти 10 миллионов человек. В России на порядок меньше, и значительная часть вольных тружеников предпочитает не светить свои "домашние" доходы.
"Работать дома и легко, и сложно: вариантов отвлечься от дела полно. Но со временем появляется такой "волшебный пендель" - если нужно, можешь до утра работать. Сдал работу - и спать", - говорит казанский предприниматель и веб-разработчик Сурен Беляев. Фрилансом он занимается уже лет десять, начинал в одиночку, сейчас сам нанимает работников для реализации проектов. В команде есть флэшразработчик из Калининграда, художник из Казани и дизайнер с Украины. Беляев считает, что поправки в законодательство о трудовых правах фрилансеров вряд ли изменят рынок в ближайшее время: "Мне кажется, это просто дополнительный способ содрать с работодателя налоги".