Бугульминская газета

Облагородить последний приют

«Старое кладбище - в надлежащий вид» - так называлась заметка, помещенная в «Бугульминской газете» от 21 июля 2006 года. Автором ее являлась гостья из Казани М.Бакаева-Давлетханова, приезжавшая в Бугульму с целью разыскать могилы своих родственников на старом татарском кладбище. Увиденное ее потрясло, и она поделилась своими впечатлениями через газету.

О тех проблемах, которые она затронула, я уже писала ровно 15 лет назад. 17 мая 1997 года в газете «Бэгелмэ авазы» вышла моя заметка под названием «На эту землю мы пришли не навечно» («Без бу жиргэ мэнгелеккэ киллеэгэн»). Прошло столько лет после моей публикации и шесть лет после публикации гостьи из Казани, но никакой реакции на них не последовало ни со стороны местных властей, ни со стороны представителей конфессий. А я ведь тогда обращалась в мечеть, где мне ответили, что они никакого отношения к кладбищу не имеют(!). А на ком тогда лежат проводы в последний путь и кто должен соблюдать порядок захоронений?

Недавнее посещение старого татарского кладбища на Сокольской горе вынудило меня вновь взяться за перо. Всякому терпению когда-нибудь приходит конец.

Кладбище разделено как бы на три части. Речь пойдет о той из них, которая находится ближе к спортивному комплексу. Там захоронения 60-90-х годов прошлого века. Когда-то эта часть кладбища была обнесена кирпичной оградой, которую со временем растащили, по всей вероятности, жильцы близлежащих домов, выросших как грибы во время пресловутой перестройки. Сейчас участок обнесен сеткой с жалкими воротами.

Рядом с воротами раньше стоял домик, в котором жила бабушка - хранительница покоя умерших. При ней там был относительный порядок. А после ее смерти, как у нас часто случается, дом по неведомой причине сожгли. И этот участок кладбища с тех пор остался без присмотра. И с водой в то время не было проблем, так как рядом с домиком через дорогу находился родник, из которого все приходившие брали воду для полива цветов на могилках. Умывались этой же водой после выхода с кладбища. Теперь он за забором огромного дома, вдоль которого прогуливается собака. Сейчас приходится брать воду с собой в пятилитровых канистрах, что, согласитесь, доставляет массу неудобств, особенно пожилым, не имеющим своего транспорта.

Старое татарское кладбище я посещаю ежегодно уже в течение 45 лет, поскольку с 1967 года там похоронено шесть близких родственников, вклю-чая родителей. Ухаживать за могилами с каждым годом становится все труднее: не столько из-за возраста, сколько из-за того, что этот участок за многие годы превратился в настоящую свалку и представляет собой картину из фильма ужасов. Кладбище находится в таком состоянии, что посещать его в последнее время небезопасно. Горько осознавать, что разыскать могилы своих близких для людей стало уже нельзя из-за такого хаоса. Многие из них засыпаны мусором, щепой, листьями и ветками. Из-за невозможности выноса сора за территорию кладбища он перекладывается с одной могилы на другие. Огромную опасность для посетителей представляют столетние дубы. Падая, некоторые застревают в расщелинах других деревьев, готовых также в любую минуту упасть на головы проходящих людей. Сгнившие дубы лежат на могилах, расплющив ограды. Они деформируют не только ограды, но и сами могилы. Пробираться через такие дебри приходится с величайшей осторожностью.

За все годы посещения кладбища не припомню, чтобы когда-нибудь здесь проводился субботник. Правда, иногда его очищают, но только первую часть (бывшую поляну). Там можно увидеть и машины, и деловых людей, пришедших с некоторых предприятий на субботник (среди которых и начальство). Вот только на самую старую часть кладбища почему-то не ступает нога тружеников, хотя бы только для того, чтобы поинтересоваться его состоянием. А ведь здесь, наверное, похоронены их прадеды, деды и, насколько я знаю, у многих и родители. Вы даже не представляете, сколько детских могил, захоронений 80-90-х годов остались под щепой от сгнивших дубов!

Складывается впечатление, что до этого участка кладбища никому нет дела: ни родственникам, ни тем, кто по долгу службы (если таковая есть) обязан следить там за порядком. Мои обращения (возможно, были и другие) в мечеть и мэрию, увы, не возымели действия. Бывший мэр города в одном из своих публичных выступлений за-явил, что ухаживать за могилами должны родственники, что это их долг. Так-то оно так. А если их уже нет в живых? Остаются неухоженные могилы, вот на них и складируется весь хлам. Здесь же валяются и замененные памятники, которые невозможно вынести за территорию кладбища в силу того, что сохранилась только узкая тропа между захоронениями. Весной она служит ориентиром для поиска могил, а летом и осенью зарастает по пояс крапивой и бурьяном. В последние годы на этой тропе умудряются еще и хоронить. И если ее займут полностью, то дорогу придется забыть.

Чтобы память о родных не осталась под грудой упавших дубов и хлама, я вынуждена была 22 мая 2007 года нанять работников из лесхоза, чтобы спилить дубы с могил родителей и сестренки. Пришлось уплатить три тысячи рублей. В это время проходил субботник на первой территории кладбища. Шум от бензопилы на нашем участке был слышен по всей округе, но ни один из присутствовавших на уборке не предложил свою помощь. На всем старом кладбище мы были вдвоем со снохой. Нам пришлось выносить за его территорию и срубленные тяжелые ветки по 10-15 метров длиной, и весь остальной мусор.

Выйдя в очередной раз за ворота, увидела группу школьников, вместе с хазратом проходившую по периметру кладбища и собиравшую пакеты, бутылки. На мою просьбу о помощи школьники ответили, что им не разрешает заходить на кладбище хазрат. Возможно, он был прав. Ведь там небезопасно - может упасть дуб на ребенка.

Приходя на кладбище, каждый раз с благодарностью вспоминаю тех работников лесхоза, которые помогли и спилить дубы, и выправить ограды у могил. Спиленные деревья они предусмотрительно разделили на части для выноса их с территории в следующий раз. Но следующего раза не потребовалось ждать, так как их кто-то быстренько растащил, видимо, для своих нужд. Мы мысленно поблагодарили и этих «анонимных» помощников.

Хочется обратиться ко всем жителям города, у которых есть захоронения на старейшем татарском кладбище: разыщите своих предков, отдайте им последнюю дань, приведя могилы в порядок. Все они жили, творили в меру своих сил и на благо страны в нелегкие времена, на благо развития города, воспитывали детей и внуков. Так покажите к ним дорогу своим детям и внукам. А те не забудут и вас. Мы находим средства на пожертвования для строительства мечетей, но нет их для последнего приюта.

Наша семья еще и интернациональная, поэтому у нас есть захоронения на дальних кладбищах, как на русских, так и на татарских. Там свои проблемы, которые также необходимо решать. Это и отсутствие маршрутного транспорта, воды, плотные захоронения (ограда к ограде), что создает трудности по покраске оград. Приходится блуждать по кладбищу по 1,5-2 часа в поисках могил своих родственников, буквально продираясь через ограды.

Должен же быть установлен какой-то порядок на кладбище? Нет промежутков ни между могилами, ни между рядами. Не соблюдается даже прямолинейность захоронений. Большие претензии к несвоевременному вывозу мусора: как с кладбища, так и за его пределами. Он сжигается прямо на территории кладбищ. По всей вероятности, возникла необходимость в регистрации усопших на каждом кладбище с указанием года захоронения, участка. Это нужно для того, чтобы каждый пришедший (необязательно родственник) мог получить исчерпывающие сведения об интересующем человеке, как это организовано в других городах. Без наведения порядка через какие-то 10-15 лет мы получим то, что имеем на старом татарском кладбище.

Напрашиваются вопросы: кто же у нас в городе отвечает за порядок на кладбищах? имеются ли узаконенные инструкции по проведению захоронений (длина и глубина могилы, расстояние между могилами и рядами, соблюдение канонов и т.д.)? почему на такое состояние дел не обращают внимание руководители разных конфессий?

Пишу об этом, потому что городской совет ветеранов войны и труда и совет ветеранов механического завода обеспокоены состоянием дел на городских кладбищах и хотели бы получить ответы на поставленные вопросы и от местной власти, и от руководителей религиозных конфессий.

Теги: 250
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: