Социальный ракурс
Подпишитесь
Как в Татарстане принимают беженцев с Украины
В Татарстан, как и в другие регионы РФ, переезжают граждане Украины. Одни ещё надеются вернуться на родину, когда там восстановится мир. Другие, коих немало, решили стать гражданами России и здесь строить жизнь заново. Не до патриотизма Максим Кулишов вместе с женой и сыном-дошкольником живёт в Зеленодольске уже три месяца. Можно...
В Татарстан, как и в другие регионы РФ, переезжают граждане Украины. Одни ещё надеются вернуться на родину, когда там восстановится мир. Другие, коих немало, решили стать гражданами России и здесь строить жизнь заново.
Не до патриотизма
Максим Кулишов вместе с женой и сыном-дошкольником живёт в Зеленодольске уже три месяца. Можно сказать, что Кулишовым повезло, из Украины они успели уехать ещё до начала активных военных действий. Тесть и тёща Максима - военные, родом из Татарстана, в советские годы переехали в центральную Украину. В Зеленодольске осталась бабушка жены, которая и приютила семью. Максим не жалеет, что решил переехать и поменять гражданство. «Наверное, многие соотечественники меня осудят, - говорит он. - Но в ситуации, которая сложилась в моей стране, не приходится рассуждать о патриотизме. Важнее безопасность и спокойная жизнь моих близких. Помимо обустройства здесь, у нас осталась ещё одна забота - перевезти родителей жены в Россию. В момент начала революции они оказались в Славянске, позже мы помогли им перебраться в центральную часть Украины, город Черкассы».
На Украине Максим Кулишов 12 лет проработал преподавателем в нескольких вузах, по образованию он дизайнер интерьеров. Зарплаты в стране невысокие, 50-60% уходит на квартплату. Здесь же, как признаётся Максим, его оклад в 4-5 раз выше. В будущем, уже в статусе гражданина РФ, он планирует организовать свой бизнес. Пока же у него на руках патент на трудовую деятельность в России, выданный УФМС.
«Оформить документы было непросто, - признаётся мужчина. - Столкнулся с бюрократической машиной: занимали очередь с пяти утра, чтобы попасть на приём». С ребёнком у Кулишовых проблем не возникло. Сына устроили в тот же детский садик, куда когда-то ходила супруга Максима. Мальчик имеет полный соцпакет и может получать обслуживание в бюджетных медучреждениях.
Максим Кулишов, переселенец из Украины Фото: АиФ-Казань
Идут потоком
По данным УФМС по РТ, приём граждан Украины, желающих получить российское гражданство, расписан до конца июля. Процедура сбора документов для каждой семьи растягивается до трёх часов: нужно заполнить несколько анкет, пройти дактилоскопию.
- Пока мы оформили четверых человек как беженцев и семь человек (пять семей) получили политическое убежище, - рассказал Николай Посоков, главный специалист-эксперт отдела по вопросам трудовой миграции, соотечественников, беженцев и вынужденных переселенцев УФМС по РТ. - В основном это русские и украинцы из Луганска, Донецка и Славянска. У большинства в РТ есть родственники или знакомые. При пересечении границы переселенцам выдают миграционные карты, которые действуют 90 дней. Затем у граждан Украины есть возможность получить вид на жительство, а уже после - документ о временном убежище сроком на 1 год. Такие люди имеют государственные гарантии: право устроиться на работу без особого разрешения, медицинский полис, право отдать ребёнка в школу. Гражданство выдают органы местного самоуправления. Но на этот год у нас уже закончилась квота.
Помогаем, чем можем
О жилье и работе переселенцы вынуждены задумываться сами, на балансе УФМС нет временного жилья для беженцев, как в 90-е годы. Миграционная служба обратилась в кабмин РТ с инициативой организовать пункты временного проживания. Пока обращение находится в стадии рассмотрения. Выходит, в случае большого наплыва в РТ беженцев из Украины, как, например, в Липецкой, Воронежской областях, их негде будет разместить. Безработных беженцев с Украины в республике практически нет.
По словам Маъруфа Ходжиева, директора Агентства занятости и правовой помощи иммигрантам, пока за помощью в трудоустройстве в организацию обратился только один человек. Сейчас он работает на фанерном заводе в Зеленодольске. «Мы готовы помогать украинским беженцам, но пока не знаем, сколько времени может занять оформление документов в миграционной службе, - говорит он. - Ведь регламент такой работы в Татарстане ещё не утвердили. Например, получение разрешения на работу связано с квотой, которая на сегодня исчерпана. В Москве обещали выделить дополнительную квоту, но ещё не дали, поэтому миграционная служба документы не принимает. В таком случае украинцев можно принимать только как беженцев. Такой статус позволит человеку беспрепятственно устроиться на работу. Но непонятно, насколько быстро украинцу можно будет получить в РТ статус беженца».
Маъруф Ходжиев, директор агентства занятости и правовой помощи иммигрантам Фото: АиФ-Казань
Впрочем, помощь Татарстан оказывает не только беженцам. Несколько месяцев назад в республике по распоряжению президента РТ Рустама Минниханова был создан фонд «В поддержку жителей Крыма». Только из Набережных Челнов перечислили около миллиона рублей. В саму Украину несколько дней назад прибыл автопоезд с гуманитарной помощью, свою лепту внесли и казанцы.
- Свои пожертвования для жителей Новороссии делали все казанцы, независимо от пола, возраста, национальности и социального положения, - рассказал Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры в РТ, один из координаторов и организаторов автопоезда в Казани. - Особую активность проявили прихожане двух православных храмов - церкви Серафима Саровского и церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Высокой Горе. Хотелось бы, чтобы на общественную инициативу отреагировали власти республики. От лица активистов мы отправили им обращение с просьбой координировать усилия и содействовать приёму беженцев с Юго-Востока Украины.
По словам Максима Кулишова, миграцию в Украине нельзя назвать массовой, но всё же количество людей, уезжающих за пределы страны, возросло. «К ситуации в стране отношусь негативно. Люди в современном мире должны общаться, а не воевать, - считает он. - Искренне обидно за погибших. Не понимаю тех родителей, которые отправляют сыновей в армию, как будто «на защиту Украины». Нельзя хоронить своих детей раньше себя, ведь жизнь дороже какой-то медали. Достаточно проанализировать ситуацию, чтобы понять: за последние 23 года в этой стране ничего не изменилось. Люди верят в лозунги и надеются, что всё наладится, и они станут жить лучше, но всё остаётся по-прежнему».
В среднем в день органы миграционной службы в республике успевают принимать по две семьи из четырёх человек (два родителя и два ребёнка). Учитывая, что очередь из украинских переселенцев растянулась до конца июля, по нашим подсчётам, в УФМС по РТ обратились уже не меньше 60 таких семей или около 240 человек. И запись на приём не прекращается…
Взгляд Владимира Любченко, председателя украинской диаспоры.
- В Татарстан в связи с событиями на Украине приехало немало людей. В основном это семьи из центральной Украины, наша автономия помогает им советами, направляет в нужные организции. Самые популярные среди мигрантов татарстанские города - Казань, Набережные Челны и Нижнекамск. Но несмотря ни на что, беженцы всё же надеются, что президент Украины Пётр Порошенко исполнит своё обещание, война прекратится, и они смогут вернуться на родину. Моя сестра, например, не хочет уезжать из Западной Украины, потому что там могилы наших родных. Я и сам надеюсь, что мир восстановится, и люди смогут вернуться на родину.
Материал подготовлен: АиФ - Казань
Все новости Татарстана - здесь