В эти дни отмечается 155-летие со дня рождения Ризаитдина Фахретдиновича Фахретдинова религиозного деятеля, писателя, ученого и историка.
Ризаитдин Фахретдинов родился 4 января (16 января по новому стилю) 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии, ныне Альметьевского района Республики Татарстан. Начальное образование он получил в сельском медресе. Владел арабским,...
В эти дни отмечается 155-летие со дня рождения Ризаитдина Фахретдиновича Фахретдинова религиозного деятеля, писателя, ученого и историка.
Ризаитдин Фахретдинов родился 4 января (16 января по новому стилю) 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии, ныне Альметьевского района Республики Татарстан. Начальное образование он получил в сельском медресе. Владел арабским, персидским, турецким и русским языками. Писал в основном на языке тюрки, который тогда был единым литературным языком для всех мусульман России.
Своей многолетней деятельностью Ризаитдин Фахретдинов способствовал укреплению связей между мусульманами России и других стран, выступал против колониальной и империалистической политики Запада. Важное значение имели его исследования по истории и культуре народов Урала и Поволжья. Литературное и научное творчество Ризаитдина Фахретдинова, его журналистская и редакторская деятельность оказали значительное влияние на развитие духовной культуры тюркских народов тогдашней России. Его имя было широко известно также в Средней Азии и Казахстане.
В 1867 - 1868 годах Ризаитдин Фахретдинов учился в медресе при Первой мечети города Чистополя у выдающегося шейха Закира-ишана Камалова, известного деятеля суфизма. В 1869 - 1889 годы Фахретдинов учился и преподавал в медресе деревни Нижние Шельчелы. В последние годы учебы он заинтересовался творчеством мусульманских ученых-реформаторов Абу Насра Курсави, Шигабутдина Марджани, Джамалуддина Афгани и других.
В 1887 году в Казани была опубликована «Книга по морфологии» («Китабе эттэсриф») - первое произведение Ризаитдина Фахретдинова, посвященное арабскому языку. В 1891 году он переехал в Уфу, где служил казыем - мусульманским судьей в Духовном управлении мусульман. Он стал автором повестей «Салима или целомудрие» (1889) и «Асма или Проступок и наказание» (1903), в которых выступает сторонником приобщения мусульман к передовой европейской культуре, поднимает актуальные проблемы эмансипации женщин.
В 1906 - 1908 годах Ризаитдин Фахретдинов работает помощником редактора либеральной газеты «Вакыт», в 1908 - 1918 годах - редактором журнала «Шура», которые издавались в Оренбурге золотопромышленниками Рамеевыми. В журнале «Шура» им опубликовано около 180 биографических статей о видных деятелях мусульманской культуры. Со страниц журнала он активно отстаивал точку зрения преемственности Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и современных автору мусульман Поволжья.
Важнейшее место в наследии Ризаитдина Фахретдинова занимает многотомная историко-библиографическая книга «Асар», посвященная жизни и творчеству ученых, деятелей культуры и просвещения народов Востока, над которой он работал в течение нескольких десятилетий.
В декабре 1917 года Ризаитдин Фахретдинов участвовал в работе III Всебашкирского учредительного курултая (съезда). На нем он был избран в состав Кесе-Курултая - предпарламента Башкурдистана.
В 1922 году его избирают муфтием Центрального Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. В 1926 году в качестве главы делегации России он участвовал во всемирном Конгрессе мусульман, состоявшемся в Мекке, и был избран заместителем председателя Конгресса.
К 1927 году ЦДУМ объединил исторически максимальное число приходов - 14 825. Но уже к маю 1930 года более 10 тысяч мечетей было закрыто, подавляющее большинство мулл и муэдзинов лишены возможности исполнять свои обязанности. Ризаитдин Фахретдин выступал против закрытия мечетей, арестов священнослужителей и уничтожения религиозных библиотек. Часть литературы ему все-таки удалось спасти в архиве ЦДУМ. В 1930 году муфтий собирался подать в отставку вместе с другими членами ЦДУМ, чтобы обратить внимание всего мира на бедственное положение ислама в СССР.
Скончался Ризаитдин Фахретдинов 11 апреля 1936 года на 78-м году жизни по причине преклонности лет, не дожив нескольких месяцев до массовых арестов руководства духовного управления. Похоронен он на небольшом погосте рядом с Уфимской соборной мечетью. Рассказывают, что тысячи мусульман, узнав о смерти Ризаитдина Фахретдинова, собрались тайно ночью в его родной деревне для прочтения поминальной молитвы по своему духовному лидеру.
Сыновья Ризаитдина Фахретдинова были активными участниками Башкирского национального движения, сторонниками Заки Валидова. Габдрахман Фахретдинов работал в Башревкоме, позже трудился в Совете Народных Комиссаров Башкирской АССР. После смерти отца был арестован и скончался в уфимской тюрьме в 1936 году.
Габдулахат был известным экономистом, в 1938 году был арестован, обвинен в принадлежности к террористической организации и расстрелян.
Российский исламский университет ЦДУМ России в Уфе с недавнего времени носит имя Ризаитдина Фахретдинова.
Владимир Романов, Башинформ.РФ.