Тревога в Южно-Китайском море
Рашит родился и вырос в дружной и трудолюбивой семье Фарита Гафановича и Фании Закизяновны Махалевых. Детство его прошло в Караганде, затем семья переехала в Бугульминский район, деревню Батыр, на родину матери. Родители построили дом, стали работать в совхозе «Сокольский». Мальчик гордился своим отцом: передовик хозяйства, о нем не раз писала...
В 1969 году переехали в Бугульму. Рашит успешно учился в школе № 8, зачитывался книгами о морских приключениях В.Катаева, К.Паустовского, В.Пикуля, увлекался лыжами, боксом, у известного тренера Е.Тимерзянова занимался тяжелой атлетикой.
- В армию призвался в октябре 1978 года на Тихоокеанский флот, - вспоминает Р. Махалев сейчас. - Прошел в Казани шестимесячные курсы электриков, а потом нашу группу направили на авианосец «Минск». Но, так как корабль в это время совершал переход из Новороссийска на постоянное место дислокации в залив Стрелок, что в Японском море, нам пришлось три месяца служить на артиллерийском крейсере «Адмирал Синявин». Помню, как в одном из учебно-боевых стрельб произошел несчастный случай: из-за разрыва ствола главного калибра погибло 27 человек рядового и офицерского состава. Погиб и подполковник, корреспондент газеты «Красная звезда». Мне пришлось участвовать в постройке и открытии памятника погибшим на этом крейсере.
В начале лета 1979 года пришел авианесущий крейсер «Минск». После «Адмирала Синявина» он показался парню мощным и громадным морским чудовищем. Ведь только длина его составляла 310 метров! Шесть палуб, два дна, две платформы, девять этажей надстроек, а полный боевой экипаж с летчиками палубной авиации вертикального взлета составлял 1500 человек! Скорость крейсера - 75 километров в час. Силовые установки около двухсот тысяч лошадиных сил и современнейшее в мире вооружение. Не удивительно, что для ознакомления с кораблем молодых матросов на полтора месяца прикрепили к старослужащим. Потом началась настоящая служба. Р.Махалев обслуживал лифты-подъемники для подачи боекомплектов для авиации и насосные станции, которые обеспечивали работу подъемников с рабочим давлением в 270 атмосфер.
Через год вышли в боевой поход в Южно-Китайское море. Стояла задача - обеспечивать охрану территориальных вод дружественного Вьетнама от агрессии Соединенных Штатов Америки.
- Базировались мы в порту Камрань, который был недавно освобожден от американцев, - рассказывает Рашит Фаритович. Рядом находился их затопленный крейсер - из воды торчала только верхняя часть мачты, а на берегу сложены горой противотанковые мины. Командование предупредило, что вьетнамцы стреляют на любой шорох и не промахиваются. Но к советским морякам они относились тепло и дружелюбно. Однажды вертолетчики «КА-25» засекли американскую атомную субмарину в территориальных водах Вьетнама. Наш командир, капитан первого ранга Саможженов, запросил по космической связи разрешение на ее ликвидацию. Решали долго - подлодка ушла.
Вспоминается и такой случай. Во время похода в Южно-Китайском море неожиданно объявили боевую тревогу. У командира крейсера голос дрожал, когда он не командным, а отцовским голосом объявил: «Ребята, без моей команды никаких пусков не делайте…», но через какое-то время послышался уже спокойный его голос: «Отбой боевой тревоги! Построение на верхней палубе!». Мы, матросы, все были ошарашены. По нашему правому борту параллельно шла французская эскадра с поднятыми приветственными флагами. Французы, оказывается, резко изменили курс, чтобы поприветствовать нашу эскадру. На французских военных кораблях стояли бородатые мужики в джинсах и молодые женщины в купальных костюмах и приветственно махали руками. А мы все были в синих шортах и безрукавках.
В тропиках зимы нет. В ноябре-декабре температура воздуха достигает 50 и выше градусов. По палубе ходили в тапочках на толстой подошве, так как обжигало ноги. Нередко ребята получали сильнейшие солнечные ожоги. Лето от зимы отличается тем, что нет дождей, а зимой, когда садится солнце, льет тропический ливень. И тогда на палубе скапливается вода в 20-30 сантиметров, которая не успевает уходить.
Однажды во время шторма Рашит спас вахтенного офицера, который находился на верхней палубе, и его могло смыть волной. За это он получил благодарность командования и отпуск домой, позже наградили знаком «За боевой поход».
Так прошли три года службы в дружном и сплоченном коллективе авианосца «Минск». После демобилизации Р.Махалев вернулся в дорожное управление, где до армии работал автослесарем четвертого разряда. Выучился на шофера на курсовой базе и через год уехал в Карелию - красивый край озер, рек и елей. Устроившись, вызвал к себе и супругу. Работал на горно-обогатительном комбинате в Костомукше, получил квартиру. В Карелии родились дети. Прожив там больше 17 лет, семья вернулась на родину, в Бугульму, где и живет по сей день.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»