Под честное слово власти
В этом году исполнится тридцать лет с начала эксплуатации бугульминской объездной дороги - первой среди аналогичных магистралей, опоясывающих города нефтяного края.
Сегодня трудно представить нашу жизнь без этой дороги. А было время, когда задыхающийся от транзитного автотранспорта город мечтал о ней. Нужно отдать должное тогдашним руководителям Бугульмы, которые, рискуя партбилетом и должностью, приняли решение о возведении магистрали с путепроводом через железную дорогу, не имея на это ни копейки. Курировать стройку тогда поручили заведующему промышленно-транспортным отделом горкома КПСС В.Ильину.
Вообще, без риска, когда, как говорится, или грудь в крестах, или голова в кустах, дороги бы не было, ведь небольших денег, выделенных после длительных переговоров с «Татнефтью» на якобы строительство подъездных путей к базе «Таттехснаба», катастрофически не хватало.
«Народную стройку» поднимали всем миром: генподрядчиком выступил трест № 5, проектно-сметную документацию готовил институт «ТатНИПИнефть», земляные работы вели СУ-32 и АТХ-8, а путепроводом, первый колышек которого сообща забили председатель горисполкома Г.Быстров, главный инженер проекта Р.Сайфутдинов и начальник штаба В.Ильин, занимался набережночелнинский мостостроительный поезд № 485. Это был сложный объект, однако, несмотря на трудности, летом 1982 года дорога была сдана в эксплуатацию.
Нужно отметить, что метод «народной стройки» еще не раз применялся и на других объектах. В частности, на лыжной базе. И курировал ее, а по сути возглавлял, все тот же Владимир Александрович Ильин. Тогда затея со строительством базы выглядела сомнительно: начали дело, не имея средств. Но поскольку в ней нуждался город (деревянная избушка, где можно было обогреться, сгорела), решили рискнуть. И не напрасно.
На общественных началах институт «ТатНИПИнефть» сделал проект, который два года пролежал в папке (объект не первой необходимости: приоритет отдавался жилью и детским садам). Вопреки ожиданиям база не стала долгостроем: Владимир Александрович потратил немало сил и нервов, работая с предприятиями по принципу «с миру по нитке». Спорткомплекс дополнила освещенная лыжная трасса длиной в 3,5 километра, которую местные предприятия и организации проложили вскладчину. Щебень завезли из аэропорта, где в это время закладывалась новая взлетно-посадочная полоса, асфальтирование обеспечило управление автодорог, освещение - гор-электросеть.
Первая на юго-востоке лыжная база была почти готова, когда в Бугульму приехали руководители республики. Увидев готовый спорткомплекс с кафе, гостиницей, бассейном и сауной, они согласились включить его в план строительства УКСа Сов-мина РТ с полным финансированием. После этого удалось сразу же рассчитаться с участниками строительства - трестами № 5 и «ВНГСТМ», РЭТО, МУ-2, АТХ-8 и другими.
Принимая подобные решения, инициаторы новостроек были уверены, что люди поймут и поддержат начинания, не оставят дело на полпути. Руководители предприятий задачу понимали и не искали поводов отказаться от участия, а через свои министерства и ведомства оказывали содействие в решении многих вопросов.
К слову сказать, крытый футбольный манеж на стадионе - тоже «дитя» Ильина. Будучи как-то в Миннефтегазстрое, обратил внимание на эскиз ангара под огромные склады. Прикинул, что, если увеличить их высоту, может выйти добротный манеж - давняя мечта бугульминцев. Загорелся этой идеей сам и зажег других. Так при активной поддержке местных властей, общественности города и финансовой помощи завода по ремонту электротехнического оборудования появилось новое спортивное сооружение с трехэтажным бытовым зданием, где разместились сауна, бассейн, комната отдыха, медкабинет, раздевалки и гостиница, которое теплым переходом присоединили к старому павильону. Впоследствии на этой базе открылась детская футбольная школа, в которой до сих пор сотни ребят получают спортивное «образование».
- Конечно, в те годы хотелось больше строить объектов социального назначения, - признался при встрече В.Ильин. - К сожалению, желания не всегда совпадали с возможностями. Сверху их никто не инициировал, а вольности с городским бюджетом не допускались и наказывались весьма строго.
Но решать насущные вопросы, когда возникала в том острая необходимость, как, к примеру, расширение татарской гимназии или строительство дома ветеранов, не имея финансов и лимита подрядов, все же приходилось. Естественно, опять идя на риск. Но он был обоснованным, при поддержке общественности.
Будучи председателем горисполкома, В.Ильин как-то пригласил к себе в кабинет главного инженера проекта из строительного отдела «ТатНИПИнефти» А.Ямалеева и представительницу татарской общественности С.Ахметову. Вместе с архитектурным отделом за несколько часов наметили планировку нового здания гимназии. Спустя три месяца инженеры института представили проект, а в жизнь его воплотили строители треста № 5 с субподрядчиками, которые к работе в долг отнеслись с пониманием. Вскоре исполнительная власть нашла возможность рассчитаться со всеми участниками, а Бугульма получила новое учебное здание.
Владимир Александрович также поведал о строительстве дома ветеранов, который долго не включали в план подряда. Обращения в вышестоящие органы результатов не давали: везде лимит. Наконец УКС Кабмина РТ пошло навстречу, выдвинув условия: город должен подготовить проектно-сметную документацию и выполнить нулевой цикл за счет внутренних резервов. Пришлось согласиться, взяв на себя ответственность, иначе в план не попасть. А без него никуда: объект потом на что-то нужно содержать. И опять на выручку пришли местные организации - институт «ТатНИПИнефть», УСЗМН, трест № 5 и другие, трудившиеся под честное слово властей.
Вообще, сложившееся в те годы деловое взаимопонимание между местным руководством и участниками строительного комплекса - застройщиками, проектантами, строителями, поставщиками, транспортниками - позволяло решать многие, казалось бы, неразрешимые вопросы. Еще одним примером такого сотрудничества служит и обу-стройство городского водоема с созданием центра отдыха, где в последующие годы под звуки духового оркестра танцевали и молодежь, и ветераны.
В.Ильина, как и людей того времени, справедливо относят к поколению созидателей, ведь после них остались десятки городских и сельских объектов. Так, работая в партийно-советских органах и пройдя путь от инструктора промышленно-транспортного отдела горкома партии до председателя горисполкома, первого заместителя главы администрации города и района, а потом трудясь заместителем гендиректора ОАО «СЗМН», Владимир Александрович занимался нужным и важным делом. Причем получал от этого удовлетворение, потому что видел результаты своего труда в виде сданных в эксплуатацию объектов: спортивных (тяжелоатлетический зал «Динамо», пристрой к спорткомплексу «Юность»), очистных сооружений, водоводов «Баряшевский» и «Ивановский», аэропорта, гостиницы, отдела ЗАГС во Дворце молодежи, центра занятости населения, фитнес-клуба…
В том, что в 80-90-е годы ежегодно сдавалось от 45 до 62 тысяч квадратных метров жилья, строительству которого уделялось особое внимание, есть и его немалая заслуга. Как, впрочем, и в сельскохозяйственном строительстве. Под его руководством сооружались поселок Подгорный с инфраструктурой для обслуживания свинокомплекса «Пугачевский», клубы и школы, крытые тока. Примечательно, что День города, который впервые прошел в Бугульме в 1990 году, был организован по инициативе тогдашнего председателя горисполкома В.Ильина.
Поэтому сегодня он может смело сказать: строительное производство в то время было организовано на хорошем уровне, что признавалось и в республике.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»