В моем советском детстве военные ордена не стыдились показывать. В ту пору рассказы о Великой Отечественной еще крепких, седых ветеранов мы слушали, раскрыв рот, представляя себя в роли бойцов-красноармейцев, восхищаясь их мужеством и отвагой. Подобные ощущения у меня возникли и при общении с Виталием Николаевичем Губаревым.
Это наш редакционный водитель. Каждый день он крутит баранку, уверенно лавируя в городском потоке машин, доставляет корреспондентов «Бугульминки» к месту событий. И немногие, даже среди коллег, знают, что этот спокойный, скромный человек – кавалер двух орденов Красной Звезды.
В детстве Виталий, как и многие его сверстники, любил читать фантастику, знал в лицо всех советских космонавтов и занимался спортом. Летом бегал купаться на хакимовский пруд, а зимой вместе с дворовой ребятней устраивал хоккейные баталии. Резиновых шайб не было, играли замерзшей картошкой и самодельными клюшками. «Шайбу» забивали в ворота пока она не расколется на куски, потом «морозили» новую. Лыжи, коньки, баскетбол, волейбол, борьба и спортивное ориентирование – обычные для мальчишек того времени увлечения. Хорошая подготовка к армейской службе!
О карьере военного Виталий не мечтал, хотел стать хирургом. Поступил на лечебное дело в Иркутский мединститут. Однако человек предполагает, а судьба – располагает. В 1978 году молодого человека призвали в ряды Советской Армии.
– На пересыльном пункте под Иркутском мы, новобранцы, пробыли неделю, ждали «покупателей». Истомились от скуки, – рассказывает мой коллега. – На восьмой день нас на автобусе повезли в аэропорт. У сопровождающего майора на петлицах были пушки. Мы думали, что будем служить в артиллерии. Долетели до Новосибирска, сделали пересадку и отправились в Фергану. Как оказалось, в десантные войска.
Восточный город встретил бугульминца горячим ветром и армейским распорядком. Вскоре он втянулся в ритм солдатских будней. Полоса препятствий, прыжки с парашютом, марш-броски, стрельбы и рукопашный бой еще больше закалили парня.
– Политзанятия были серьезные. Жара, духота в красном уголке, а мы изучаем труды Ленина, конспектируем. В сон тянет неимоверно, думаешь – только бы не уснуть, головой о парту не стукнуться, – воспоминания о службе до сих пор живут в памяти Виталия Николаевича.
В «учебке» он зарекомендовал себя выносливым и идеологически грамотным солдатом. Его и еще нескольких товарищей отправили в школу разведки. Дальнейшим местом службы Губарева стала 80-я отдельная разведрота 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. А позже начались «командировки», сначала – на Кубу, потом – в Анголу. Свою первую Красную Звезду он получил за выполнение особого задания командования. О подробностях той операции он и сейчас хранит молчание, давал подписку о неразглашении.
В 79-м его дивизия в полном составе была переброшена в Афганистан.
– Мы десантировались 25 декабря. Часть ребят – в кабульском аэропорту, а мы – в Баграме. Операция предполагала, по возможности, бескровный захват важнейших объектов в столице. Нашему взводу достался телеграф, – вспоминает ветеран. – Но первый серьезный бой произошел в Печдаринском ущелье, через него проходили караванные дороги и тропы, соединяющие Афганистан и Пакистан. Важнейшая стратегическая точка. Нас было одиннадцать человек и мотострелки из 66-й отдельной бригады, которые должны были занять прилегающие высоты. Смежники первыми наткнулись на большую банду моджахедов. Многие ребята были еще «необстрелянными», растерялись. Вместо того чтобы «прижаться» ближе к горам, бросились к реке. Там их и накрыли. Через некоторое время и на нас напали. Бой шел до вечера. Удалось уйти по ночному времени, по реке. У нас было два раненых и два «двухсотых». Мотострелков осталось двадцать из восьмидесяти.
Вскоре боевые выходы стали ежедневной работой. По словам ветерана, страшно было, но только в первые минуты боя. Несмотря на усталость, жару и полный боекомплект за плечами, стоило засвистеть пулям, тело начинало существовать в автономном режиме. А потом, вместе с мыслями, что могли убить, приходил и откат, и нервная дрожь… Но ему везло. Пули летели мимо.
Отслужив положенные два года, Виталий остался на сверхсрочную. Зачем, почему – не ответит и сам. Наверное, это и было чувство патриотизма, как бы высокопарно это сейчас не звучало. А еще – не мог оставить неотмщенными друзей, не вернувшихся из боя. Их имена он помнит по сей день.
Вторую Красную Звезду Губарев получил за то, что остался прикрывать отход товарищей. Отстреливался, пока были патроны, потом вступил с душманами в рукопашную, держался до последнего. Награду, правда, получил гораздо позже, после ранения, очнувшись в госпитале на территории Советского Союза.
В Иркутске воина-интернационалиста ждали гражданская жена и дочь. Многие афганцы не могли найти свое место в мирной жизни, но Губареву это удалось. Поступил на заочное отделение в Красноярский дорожный техникум, трудился водителем, бригадиром, заведующим гаража, был руководителем транспортного участка крупного предприятия. Работал на Сахалине, в Китае, Монголии. Вернулся в Бугульму, к своим близким. Семейные обстоятельства и корни потянули на родину.
Как признается наш герой, служба в горячих точках полностью перевернула его мировоззрение.
– Стал больше любить жизнь, близких, детей. Уважаю дисциплину, ненавижу опаздывать, до всех мелочей есть дело. Не пройду мимо, если кого-то обижают, – признался капитан запаса. – Однажды, в лихие девяностые, заехав домой пообедать, стал свидетелем наезда рэкетиров на соседа-кооператора. Не побоялся выйти на шум в подъезде, где «молодцы» в кожанках и с ножами прессовали бизнесмена. Ввязался в драку, получил ножевую рану, но троих братков скрутил и передал в руки милиционеров.
О службе в Афгане мой коллега иногда рассказывает школьникам. Замечает, что не всем из них интересна эта тема. Для некоторых подростков уроки мужества в тягость. Что-то ищут они в своих смартфонах, скучая, глядят в окно и с нескрываемой радостью убегают после звонка. Но есть и другие, с которыми ему интересно общаться, отвечать на их вопросы и рассказывать им о солдатской жизни. Быть может, из них вырастут настоящие защитники Отечества, герои покруче Бэтмена и Супермена. Для того и живем!
Влад БОРИСОВ
Фото Сергея БРЮХАЧЕВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса