Бугульминская газета

Кто присмотрит за Афонями?

Помните фильмы «Афоня», «Неподдающиеся», «Усатый нянь»? Их героями были не вполне сложившиеся молодые люди, совершающие подчас не совсем адекватные, как сейчас сказали бы, поступки. Но тут в судьбы киногероев вмешивалась общественность, наставляя инфантильные личности на путь истинный…

В советскую эпоху боевые комсомольские дружины, товарищеские суды, домовые комитеты были призваны воспитывать население, всячески предотвращать правонарушения. Взаимодействие всех этих структур, а также связь населения с милицией, обеспечивали общественные пункты охраны порядка (ОПОП). Положение о них было утверждено ещё в 1980 году. За тридцать лет ОПОП пережили самые разные метаморфозы - от полного прекращения деятельности до значительного расширения круга задач. В годы перестройки тщательно выстроенная и отлаженная система общественной профилактики рухнула. Утрата привычных форм взаимодействия милиции и населения привела к росту уличной преступности, процветанию хулиганства.

Помимо обеспечения личной безопасности граждан и охраны их собственности в задачи ОПОП входит профилактика беспризорности и организация дорожного движения в жилых зонах. Общественные пункты охраны порядка тесно взаимодействуют с органами государственной власти, которая оказывает содействие в их работе. Есть решения о выделении средств хозяйствующими структурами на оплату и содержание начальников опорных пунктов. Этот вопрос поддерживает и депутатский корпус.

Основным же направлением деятельности является приём населения по самым разным вопросам. Куда обращаться для восстановления утерянного паспорта или оформления разрешения на оружие? Как грамотно составить заявление в суд, поставить квартиру на сигнализацию? Людей беспокоят правовые, семейно-бытовые, коммунальные проблемы, по которым требуется принятие мер общественного воздействия или контроля. Вот некий пенсионер купил вещь, а через два дня решил её вернуть. Тут и возникли проблемы. В «бесплатной» юридической консультации ему рекомендовали обратиться в суд, а за помощь в оформлении заявления предъявили счёт. Недовольный покупатель обратился в ОПОП № 6 по месту жительства. Здесь ему помогли грамотно составить иск и подсказали, куда его направить. Через несколько дней пенсионер вновь пришёл в пункт охраны порядка, только уже с благодарностью за решённую проблему.

Приём граждан начальники ОПОП ведут совместно с участковыми уполномоченными полиции. Подобный тандем позволяет оперативно решать многие задачи. Так, в полицейский участок на улице Гоголя, 75, где начальником ОПОП № 5 Т.Доргунова, обратилась женщина, у которой полчаса назад выхватили сумку в окрестностях собственного дома. По подробному описанию Т.Доргунова узнала злоумышленника и подсказала, где его можно искать. Наряд полиции без труда задержал грабителя.

- Мы не дублируем функции участковых, а оказываем реальную помощь сотрудникам полиции, - рассказала начальник ОПОП № 7 Т.Слинько. - Почти половина вопросов, с которыми граждане обращаются в пункт охраны, решается на месте.

Немало обращений граждан касается профилактики и правонарушений в жилом секторе, в том числе среди несовершеннолетних. Далеко не каждый решится или просто найдёт время прийти в ОВД или службу наркоконтроля с подозрениями о том, что в квартире по соседству, к примеру, есть притон. А опорный пункт рядом, в соседнем дворе или доме. Здесь же можно пожаловаться на что-то, внести предложения по благоустройству района. Последнее активно обсуждается и на заседаниях советов, куда нередко приглашается актив жильцов, которым гораздо виднее, чем домоуправам, где, к примеру, необходимо установить дополнительное освещение или «лежачего полицейского». Причем и сами начальники ОПОП отслеживают разные изменения, обходя «дневным дозором» участки. Поломалась ли деталь на спортплощадке, появилась ли новая тропинка, возник забор или приехали мигранты из ближнего зарубежья...

Как-то при обходе территории начальник ОПОП № 6 А.Самояуцкас (на снимке) выявил, что в киоске торгуют маковой соломкой. Перепроверенную с помощью актива информацию он оперативно передал в местный отдел УФСНК. В результате наркосодержащее вещество было изъято.

- В нашем деле важно организовать и привлечь к участию в охране общественного порядка самих жителей, - считает председатель ОПОП № 7 Т.Слинько. - Так, в прошлом году в городе были отмечены факты мошенничества в отношении пожилых людей. Мы стали приглашать пенсионеров на беседы, где рассказывали, кто и как распространяет якобы полезные биологически активные добавки или дешёвую бытовую технику, о телефонных мошенничествах. Объясняли, что в таких случаях необходимо предпринимать и чего делать нельзя. Сегодня жители нашего микрорайона знают, например, как удостовериться в личности посетившего их социального работника или сотрудника ЖКХ. В результате подобные преступления не имеют тенденции к разрастанию. Помогаем также расклеивать наглядную агитацию в магазинах, больницах, поликлиниках и других учреждениях.

Своей заботой опорные пункты общественного порядка окружают не только взрослое население, но и детей, подростков, молодёжь. Их руководители посещают школы, беседуют с учащимися. Налажено сотрудничество с комиссиями по делам несовершеннолетних и органов опеки. Активисты ОПОП встречаются с «трудными» ребятами, общаются с ними в семьях, стараются распознать их увлечения, таланты, договариваются о приёме ребят в кружки и секции, в том числе и на бесплатной основе.

Ветеран милиции, подполковник в отставке А. Самояуцкас считает, что центральное место в профилактике преступлений и правонарушений по месту жительства граждан занимают именно общественные пункты охраны порядка.

По решению исполкома муниципального района и при содействии предприятий и учреждений в городе сейчас созданы девять опорных пунктов, на должности руководителей которых назначают преимущественно ветеранов отдела внутренних дел, имеющих многолетний практический опыт. Анализ деятельности показывает: если работа на опорном пункте организована правильно, состояние общественного порядка на территории микрорайона значительно выше.

К сожалению, не все они укомплектованы в связи с отсутствием финансирования, которое должны осуществлять базовые предприятия. Это - ОПОП № 1, расположенный на улице Тургенева, 34 (базовое предприятие - филиал «Сетевая компания «Бугульминские электрические сети»), ОПОП № 4 на улице Нефтяников, 40 (ООО «Бугульминский электронасосный завод»), ОПОП № 8 на улице Ленина, 127 (механический завод), ОПОП № 9 на ул. Локомотивной, 1 (локомотивное депо). Данные предприятия, можно сказать, самоустранились от помощи в охране общественного порядка и профилактике правонарушений в городе, игнорируя решения органов местной власти. И поэтому состояние профилактической работы здесь оставляет желать много лучшего.

В соответствии с предъявляемыми требованиями грамотно налажена работа в ОПОП № 6, расположенном на улице М.Джалиля, 26 (базовое предприятие - институт «ТатНИПИнефть»). Благодаря активной жизненной позиции и поддержке руководителя института Р.Ибатуллина этот опорный пункт является одним из лучших в городе. Вот только некоторые данные. На заседаниях совета общественности обсуждено 49 подучётных лиц, прочитаны четыре лекции на правовые темы, проведены три отчёта, три схода граждан. На путь исправления встали двое подростков, две неблагополучных семьи, девять семейных дебоширов, двенадцать любителей спиртного, ликвидирован притон. И как результат - на закреплённой территории сократилось количество преступлений, совершённых ранее судимыми и лицами в состоянии алкогольного опьянения, не допущен рост бытовых преступлений.

Но, несмотря на положительные сдвиги, объём работы в микрорайоне остаётся большим. Криминогенный объект (рынок), наплыв гастарбайтеров, сбыт наркотиков, кражи, бродяжничество, особенно среди детей, и многое другое в поле зрения ОПОПа.

Хочется отметить с положительной стороны и работу ОПОП № 5 (базовое предприятие - ООО «ТНГ-Групп», руководитель - депутат Госсовета РТ Р.Харисов), ОПОП № 7 («Бугульминский молкомбинат», руководитель - депутат Р.Фаткуллин).

Вкратце хотел бы остановиться и на деятельности добровольных народных дружин (ДНД). Старшее поколение помнит, что раньше противодействие уличным правонарушениям не представлялось без активного участия ДНД. Заводские или фабричные рабочие были добрыми союзниками в борьбе с нарушителями спокойствия. Люди с красными повязками на руках внушали доверие и надежду. Руководили в своё время городским штабом ДНД ветераны милиции Ш.Гамберов и В.Тумаев. Сейчас, считаю, назрела необходимость вернуться к организации ДНД в городе, это - прерогатива руководства муниципального района.

Ветеранский корпус отдела МВД Бугульмы также обеспокоен состоянием профилактической деятельности среди населения. Если хозяйствующие структуры пойдут навстречу решениям местной власти в этой части, то ветераны готовы вновь встать в строй защитников закона и правопорядка. Среди них есть опытные люди, которые могут возглавить в опорных пунктах должности руководителей и организаторов ДНД.

Важный момент, о котором нельзя не сказать - это участие самих граждан в охране правопорядка. Вопрос непростой, его обсуждение идёт не один год. Соответствующий законопроект был внесён инициативной группой депутатов Госдумы РФ ещё в 2008 году. Необходимость законодательного урегулирования этой деятельности очевидна. В первую очередь, важны гарантии правовой и иной защиты граждан, участвующих в охране правопорядка, их полномочия, стимулирование, ряд других аспектов. Но многие граждане оказывают содействие совершенно безвозмездно, проявляя свою принципиальную позицию, что свидетельствует об укреплении доверия населения к правоохранительным органам.

Теги: 250
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: