Твои люди, Бугульма
Подпишитесь
Из дневника бугульминки - участницы Великой Отечественной войны
Приближается юбилейная дата со дня Победы советского народа над фашистской Германией. Но с каждым годом всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей той жесточайшей войны. Недавно не стало и Елены Тимофеевны Козловой, участницы Великой Отечественной. 27 июля ей исполнилось бы 92 года… Но сохранились записи ветерана, которые принёс в редакцию...
В июне 1941 года Елена окончила десять классов сельской школы в деревне Потапово-Тумбарла Бавлинского района, где проживала большая семья Козловых. Ничто не предвещало беды, девушка собиралась поехать в Казань, поступать в мединститут. Но её мечтам не пришлось сбыться: началась война.
Елена, как старшая в семье, где воспитывались восемь детей, пошла работать учителем начальных классов. Через полгода её перевели заведующей общим отделом Бавлинского исполкома райсовета, потому что многих сотрудников мобилизовали на фронт. А 10 июня 1942 года вызвали в военкомат. Врачебная комиссия вынесла заключение: годна к строевой службе. И через двое суток Елене вручили повестку.
- Нас - восьмерых девушек из Бавлов и двух из деревни - до Бугульмы провожали на лошадях сотрудники военкомата и папа, - пишет в своих воспоминаниях Елена Тимофеевна. - Через четверо суток в товарных вагонах отправили в Казань, где формировался женский батальон. После трёхмесячных курсов под Москвой батальон отбыл в город Ефремово (60 километров от Москвы). Ни поездом, ни машинами добраться туда было невозможно: немцы день и ночь бомбили город и окрестности. Так, пешком, ночами мы шли до места назначения. В Ефремове нас никто не встретил - город захватили немцы, и командир батальона снова отвёл всех в лес. Через двое суток приехал из Ефремова какой-то полковник и отправил нас в Калугу, куда мы добирались шестеро суток и тоже пешком. Немцы находились в 10-12 километрах. На машинах нас перебросили на запад. Около города Ярцева Смоленской области за нами приехала машина из части. Так я попала в 1152-й стрелковый полк 344 Рославльской стрелковой дивизии 50-й армии, командовал которой генерал армии К. Рокоссовский, на 2-й Белорусский фронт, старшим делопроизводителем в штаб.
На другой день приняла присягу и началась моя фронтовая жизнь.
В 1942 году наши войска то отступали, то вновь шли в наступление. Враг был коварен, особенно когда терял свои позиции. Уничтожал всё и вся: сжигал целые деревни, безжалостно расстреливал мирных жителей, не щадил стариков и детей. Каждый день Елена видела кровь и смерть. Было тяжело и морально, и физически. Особенно трудно было зимой и весной. Не хватало еды: хлеб - по 200 граммов в сутки. Делопроизводство приходилось вести в окопах, сырых землянках, брезентовых палатках.
- Помнится, ждали пополнение в деревне Ходоровка, что в Витебской области. С девчатами утром спустились к реке Березники, чтобы умыться, - говорится далее в записях Елены Тимофеевны, - и вдруг я заметила под мостом, что-то свисает на проводах. Это была противотанковая мина… Боевая подруга доложила об опасной находке командиру. Мину обезвредили, а мне объявили благодарность и то, что достойна награды. Медаль «За боевые заслуги» вручили уже в гос-питале в Саратове, когда лечилась от ранения.
Выходит, Елена спасла от неминуемой гибели солдат 913-го артполка, своей части, 1154-го и 1156-го стрелковых полков…
Есть в воспоминаниях Елены Тимофеевны и такой эпизод. С секретными документами ей приходилось ходить в штаб дивизии, который находился в тылу, в 15-18 километрах от действующей части. Однажды, выйдя рано утром, девушка потеряла ориентировку и довольно близко подошла к расположению немцев. Испугавшись, повернула назад. Вдруг услышала гул летящего вражеского самолёта. Тот, заметив бежавшую фигуру человека, стал снижаться. Елена едва успела добежать до болота. Долго лежала, зарывшись в грязь. Когда самолёт улетел, встала, но куда идти - не знала. Пошла по линии фронта, добралась до штаба. И тут её, грязную и чумазую, задержали наши бойцы и под прицелом привели в штаб. Елена передала пакет начальнику, который распорядился отмыть девушку, переодеть, накормить и проводить в свою часть.
С полком Елена Тимофеевна прошла всю Московскую и Смоленскую области, дошла до Белорусской земли. В городе Шклов полк попал в окружение. Бойцы ушли в лес, Елена осталась в грузовой машине на краю лесного массива, потому что в сейфе везла секретные документы и не имела права их бросить. Немцы, не переставая, вели обстрел. Козлова прикрыла сейф собой, спасая документы. Когда стихли выстрелы, попыталась выпрыгнуть из машины, но внезапно ощутила сильнейший удар в плечо: пуля немецкого парашютиста, зацепившегося поблизости стропами за дерево, прошила правое плечо и вышла с левой стороны груди. Услышав выстрелы, бойцы вернулись, Елена была уже без сознания…
Ранение оказалось серьёзным (это было в мае 1944 года). Как и когда оказалась в Саратовском военном госпитале, она не помнила. Только через шесть суток раненая пришла в себя. Врачи удивлялись, как она выжила, ведь пуля прошла в миллиметре от сердца. Лечиться пришлось долго. Правая рука не действовала вообще, врачи хотели ампутировать - началась гангрена, но Елена наотрез отказалась. В феврале 1945 года девушку, как инвалида второй группы, комиссовали, домой вернулась в сопровождении медсестры.
За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистскими оккупантами, Елена Тимофеевна была награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За освобождение Белоруссии», многими юбилейными наградами.
После демобилизации Е. Козлова вновь стала работать заведующей общим отделом Бавлинского райисполкома, затем - учителем в Васькино-Туйралинской восьмилетней школе. В 1956 году заочно окончила в Бугульме учительский институт. Преподавала естествознание, географию, химию. Затем трудилась в должности директора. За успехи в трудовой и общественной жизни Елена Тимофеевна была удостоена Почётной грамоты Министерства просвещения ТАССР. С супругом, тоже участником войны, Петром Однодворцевым, вырастили четверых детей, всей душой радовались рождению внуков. В 1983 году мужа его не стало, Однодворцевы купили дом в Бугульме, куда переехали на постоянное место жительства.
Много лишений пришлось пережить Елене Тимофеевне Козловой во время и после войны. Но она не очерствела душой, всегда оставалась доброй, отзывчивой, любила бывать в кругу молодёжи. Часто встречалась с учащимися средней школы № 8, рассказывая им правду о Великой Отечественной войне, беспримерном героизме простых советских людей, которые защитили свою Родину от фашистских захватчиков в далёкие 1941-1945 годы.
…Время неумолимо: уходят от нас солдаты войны - самые лучшие люди, славные победители и настоящие созидатели. Уходят, оставляя нам, своим потомкам, богатый жизненный опыт, который делает нас добрее и нравственно чище, и который так необходим нынешнему молодому поколению.
Все новости Татарстана - здесь