Родился я 11 сентября 1938 года в деревне Алькино Акташского района ТАССР. По рассказам родных, в довоенные годы наша семья жила хорошо.
Отец мой был умельцем, мастером на все руки, - мог отремонтировать обувь, подстричь волосы, а в колхозе работал плотником.
Он - участник войны с финнами. Когда началась Великая Отечественная, его сразу же забрали на фронт, и мы остались вчетвером - мама, две сестры и я, самый младший. Корову пришлось продать, потому что трудно стало заготавливать для неё корм. Поэтому мы еле-еле дотянули до 1944 года. От отца до конца войны никаких известий не получали. А тут ещё сообщили, что он попал в плен. После этого мать слегла. Я помню, кушать было нечего, я собирал по горам ягоды и кормил маму. Но она уже не вставала на ноги и вскоре умерла. Сёстры были постарше и могли найти для себя пропитание, а я просил милостыню по деревне. Тогда люди ходили в лаптях, но в военные годы лапти плести было некому, и я решил научиться этому ремеслу. Плел их для нуждающихся, а люди за это меня кормили.
Как-то с друзьями, теперь уже пожилыми людьми, встретились у себя во дворе и разговорились, кто и как выживал во время войны. Я поведал, что в семь лет мог плести лапти. Мне не поверили, тогда я сказал, что через неделю предъявлю им обувку. Пришлось готовить инструмент, ехать в лес за липовым лыком и смастерить лапти.
…1946 год. Пошел как-то в поле, чтобы чем-нибудь поживиться. Помню, что мне стало вдруг плохо, и я потерял сознание. Это, оказывается, был голодный обморок. Меня нашли женщины, которые ходили в обед на стойло доить коров. Они напоили меня молоком и тем самым спасли от смерти.
Я всё ждал отца. И вот к нашей радости, в конце 1946-го, отец вернулся с войны. Стало жить легче, но работать ему было трудно из-за ранения. Помню, как он приходил с работы и заставлял меня выбирать осколки из спины. Я брал отвертку и выковыривал мелкие осколки железа, а они не кончались, казалось, всё тело было усыпано ими. Вскоре отец привел в дом мачеху. У неё были сын с дочерью, да нас четверо. Стали мы жить большой семьёй. Но мачеха нас не баловала. Бывало, ляжем спать, а её дочь достанет из-под подушки хлеб и ест тихонько, чтобы мы не видели. Отец часто уезжал на неделю, а то и больше, на заготовку дров для паровозов. Когда он в очередной раз приехал домой, мы ему пожаловались, что мачеха своих родных детей кормит втихаря, а мы ходим голодные. Он выслушал нас и попросил её покинуть наш дом. Через некоторое время у него открылись военные раны, он заболел и умер.
С отцом мы прожили четыре года. После его смерти старшая сестра вышла замуж, другая сестра завербовалась на разработку торфа, и я остался совсем один. Хорошо, что в то время жители деревни помогли мне выжить.
Однажды пришел ко мне в дом секретарь поссовета и сказал, чтобы я собирался в азнакаевскую школу № 1, где обучали профессиям. С теп-лом вспоминаю, как нас там учили и воспитывали. Мы все были сиротами, поэтому комендант и учителя окружали нас вниманием и заботой. После окончания школы нас распределили по районам.
Пришло время, и я пошел в военкомат, чтобы не забыли взять в армию. Но получил отказ, так как я ещё не отработал года после учебы. Правда, через год меня в армию всё же взяли. Я попал туда, куда самолёты не летают и поезда не ходят. Не знаю, можно ли об этом писать и говорить, но прошло 50 лет, как я демобилизовался. Служил я в Танске-7, в войсках МВД (это была «горячая точка» в СССР). Прослужил четыре года. Для меня армия была в радость. Выйдя на гражданку, приехал в Бугульму, где жила моя старшая сестра, больше ехать было просто некуда. Устроился на работу в ТатНИПИнефть лаборантом.
Жизнь продолжалась, и надо было создавать семью. Встретил девушку, женился, через два года получил квартиру. Поработал в институте восемь лет. В то время в СССР стали выпускать электрографические машины, которые пришли в трест «Татнефтегеофизика» и ТатНИПИнефть. Меня сразу же направили учиться в Литву, в город Каунас. Окончив учёбу, стал работать на этих машинах (теперь их называют «ксерокс»). Вскоре мне предложили работу на заводе РЭТО. Проработав там пять лет, получил двухкомнатную квартиру. После переобу-чения в Новомосковске стал обслуживать новые печатные машинки.
Отработал 34 года и вышел на пенсию. Стаж - 47 лет. Всю жизнь принимал участие в художественной самодеятельности, играл в оркестрах на различных инструментах. Да и сейчас посещаю клубы «Ветеран» и «Дети войны» в Доме техники. Играю на гармони, стараюсь создать хорошее настроение пожилым бугульминцам.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса