Владимир ПАРШИН,
председатель совета
ветеранов ОМВД России
по Бугульминскому району,
подполковник
милиции
Фото из семейного архива Зотовых
Бугульминец воевал с фашистами и уголовниками
Михаил Яковлевич и Татьяна Свиридовна Зотовы отметили недавно 67 лет супружеской жизни.
А подружились они в партизанском отряде на Смоленщине, которым руководил Сергей Владимирович Гришин, смоленский учитель, будущий Герой Советского Союза, генерал.
Михаил Яковлевич - родом из деревни Новое Сумароково. Его отец работал в колхозе «Студёный Ключ» секретарём правления колхоза, коммунист, а мать, Ирина Павловна, пекла хлеб для комбайнёров и трактористов. В их семье было десять детей. Михаил до войны трудился помощником комбайнёра, помогал родителям.
И вот пришла пора службы в армии. Из Бугульминского военкомата в числе новобранцев его направили в город Борисов в Белоруссии, в часть, где готовили военных шоферов. Здесь-то и застала его война.
- Помню, было часов десять 22 июня 1941 года, - вспоминает Михаил Яковлевич, - мы смотрели фильм в солдатском клубе. Неожиданно для всех пришло известие, что фашисты в четыре часа утра перешли государственную границу СССР. Вражеская авиация уже бомбила аэродромы, воинские части, города. По тревоге подняли личный состав, срочно экипировали, вручили оружие и пешим ходом отправили в направлении Минска, где шли ожесточённые бои с гитлеровцами. Приходилось неоднократно ходить в штыковые атаки, но силы были неравные, приходилось отступать в непроходимые болотистые места, где нас бомбили фашистские самолёты, артиллерия. После двух недель «болотной» жизни командир принял решение: во что бы то ни стало надо вырываться из окружения. Грязные, обросшие, голодные, мы вновь пошли в атаку. Много тогда погибло наших солдат и офицеров, но и фашисты понесли немалые потери. Группами отступали по дремучим лесам, болотам в сторону Смоленска.
После долгих скитаний группа вышла на отряд С. Гришина, где особисты тщательно проверяли каждого. После М. Зотов был зачислен бойцом в спецгруппу по подрыву железнодорожного полотна - в партизанский отряд, который состоял из семи батальонов. Принимал участие также и в засадах, брали «языка», добывали ценную информацию для регулярных войск Красной Армии, боролись с полицаями, изменниками Родины, дезертирами.
В отряде Михаил встретил девушку, завязалась дружба, переросшая затем в любовь. Татьяна родилась в деревне Горюньково Монастырщенского района Смоленской области. Она вспоминает, как немцы явились в деревню на мотоциклах, арестовали, а потом расстреляли двадцать евреев, а остальных заставили носить жёлтые звезды на плечах. Деревню бомбили, издевались над людьми, забирали у них последнее с подворья. Жители прятались в погребах, многие вынуждены были уходить в лес к партизанам. Сейчас этой деревни уже нет, остался только погост.
В одном из боёв М. Зотова ранило в бедро разрывной пулей. Рана заживала плохо, и его самолётом отправили в Белоруссию, в штаб партизанского движения, затем - в госпиталь в Казань. Немного оправившись от раны, Зотов попросился в Бугульму, на родину. Ранение было тяжёлым, без костылей он ходить не мог ещё очень долго. Военком, ознакомившись с заключением врачебной комиссии, сказал, что в армии он служить уже не сможет и предложил работу в рядах железнодорожной милиции на станции Бугульма. Зотов растерялся от такого предложения, но военком был непреклонен и сообщил, что в милиции лёгкой жизни не бывает, там тоже - своеобразный фронт. Так Михаил оказался в рядах стражей правопорядка рядовым милиционером оперативной группы на железной дороге.
После завершения Великой Отечественной войны Зотова командировали в управление милиции города Куйбышева и в числе 30 сотрудников направили в Западную Украину, где бесчинствовали бандеровцы. Задача была - ликвидировать националистическое подполье, которое не давало мирно жить советским людям. Спецгруппа, в которой служил Михаил, охраняла железную дорогу в районе Львова-Подзамче. Оперативники выявляли на хуторах бандеровцев, привозили на железнодорожную станцию, сажали в спецвагоны и отправляли в центр.
- Это были крепкие, бородатые мужики, - вспоминает М. Зотов. - Жили они зажиточно на хуторах и люто ненавидели советскую власть, русский народ, безжалостно убивали коммунистов, комсомольцев, активистов, советских работников, милиционеров, учителей, подрывали железнодорожное полотно, издевались над простыми тружениками. Указания и приказы получали из Мюнхена, где располагалась штаб-квартира буржуазных националистов.
После Западной Украины Михаил Зотов вернулся на службу линейного отдела милиции железнодорожной станции Бугульма. Работы - непочатый край. После войны была полная неразбериха - много бродячих людей без документов, которые передвигались на крышах вагонов. В местную тюрьму для разбирательства отправляли многих, особенно беспризорных детей и подростков. С ними работали очень тщательно: устанавливали личности и место жительства, определяли в приёмные семьи, детские дома. Работать приходилось без отдыха, тем более что в милиции трудились в основном пожилые люди, солдаты после ранений, инвалиды. После войны кадров не хватало.
Михаил Яковлевич свою боевую подругу забыть не мог, они регулярно переписывались. Затем решили поехать с сестрой Женей за ней, посватались. В Бугульму вернулись уже вместе с невестой. Татьяна устроилась на работу в железнодорожный орс, работала буфетчицей. Потом родились дочка и сын.
О своей милицейской службе Михаил Яковлевич рассказывал мало, однако кое-что всё-таки поведал.
После войны в районе станций Ютаза - Тумбарлы - Кандры часто совершались кражи, грабежи и убийства. «Хозяйничали» банды из уголовников, дезертиров. Сотрудники оперативной группы не знали отдыха, сопровождали поезда, проверяли документы, производили обыски, задержания. Зотову с раненой ногой приходилось трудно, особенно гоняться за нарушителями по крышам вагонов.
Однажды пришлось брать банду уголовников, которые прятались в землянке в лесу, в районе Ютазы. За ними числилось несколько убийств, грабежей. После суд приговорил их к расстрелу. В одном из задержаний Зотов получил ранение. А дело было так. Преступник прыгнул в отходящий товарный вагон, затем побежал по крышам вагонов и начал отстреливаться. Пришлось применить табельное оружие. Хотя Зотов был ранен, но преступника всё же задержал.
Прослужил Михаил Яковлевич в линейном отделении милиции 25 лет. На его груди - военные и партизанские награды, да и милицейских не счесть. Не забывают ветерана в железнодорожной милиции: навещают, вручают подарки, поздравительные открытки. Вместе с супругой и внуком удалось побывать на Смоленщине, посетить памятные места, где прошла их опалённая войной юность, вспомнили суровую партизанскую жизнь, почтили память погибших боевых друзей и товарищей.