Бугульминец – о своей службе во Вьетнаме
С Фаатом Гимаевичем Залякаевым я встретился в преддверии его 70-летия у него дома.
Как рассказал юбиляр, родом он из деревни Татарская-Дымская Бугульминского района. Отец, Гимай Залякаевич, участник войн с японцами и финнами, был ранен, а после излечения вернулся в родную деревню, где трудился в колхозе имени Куйбышева. Мать, Накия Ханеевна, - прирождённая сельская труженица. Жилось трудно, ведь в семье росли шестеро детей. Окончив семь классов сельской школы, Фаат продолжил учёбу в школе посёлка Ак-Буа Бавлинского района, а после её одиннадцати классов поступил в Бугульминское ГПТУ № 1 на помощника бурильщика. По распределению уехал в Нефтегорск Куйбышевской области, а вскоре пришла повестка в армию.
Шёл 1963-й год. В сержантской «учебке»в Люберцах, под Москвой, Фаат прошёл довольно серьёзную подготовку и его направили в Брянскую область, на стартовые ракетные позиции противовоздушной обороны на подступах к Москве. Его назначили командиром отделения дивизиона пусковых установок «Земля-воздух». На учебных стрельбах молодые бойцы научились мастерски сбивать воздушные цели.
В январе 1966 года поступил приказ срочно проходить медкомиссию. Весь дивизион уже знал, что впереди - Вьетнам: эту страну американцы безжалостно бомбили, и там гибло немало мирного населения. Янки упивались своей мощью, потому что не было никакого отпора и они «хозяйничали» безнаказанно. Вьетнамцы просили русских помочь им, и наши воины-ракетчики откликнулись.
- В конце апреля 1966 года нас переодели в гражданские костюмы и мы стали называться «специалистами», - вспоминает Фаат Гимаевич. - На самолёте ИЛ-18 прилетели в столицу Вьетнама Ханой, где нас тепло встретили советские военные и вьетнамские товарищи. Помню, с нами был офицер, киргиз по национальности, так, вьетнамцы его затискали, думая, что он из местных. В Ханое нас посадили на автобусы и повезли в джунгли, где поселили в плетёные дома из тростника. Неимоверная духота, жара, испарения, всюду ползали огромные древесные черви и змеи… Но ничего не поделаешь: служба - есть служба. Устроившись, стали обучать вьетнамских товарищей навыкам противовоздушной обороны. Тогда города, пристани, дороги, воинские части постоянно бомбили американские самолёты Ф-105 «Фантомы». Истребители-бомбардировщики летали целыми армадами, не встречая на своём пути серьёзного сопротивления.
Стартовые позиции находились в районе дислокации. Фаат Гимаевич занимался заправкой и зарядкой ракет ПВО.
- Стреляли по цели советские операторы, а вьетнамцы учились ракетному ремеслу, - продолжает разговор Ф. Залякаев. - В среднем дивизион в день сбивал по пять-десять «Фантомов». Пилоты-янки стали всячески изощряться: уходили между гор, на высоту, но спасения от наших ракет не было. Пыл у американцев резко поубавился. Вьетнамцы нас очень уважали и боготворили, так как мы их по-настоящему научили военному делу, - сказал Ф. Залякаев.
От правительства Демократической Республики Вьетнам в знак благодарности за братскую помощь Фаат Гимаевич получил медаль, а уже после, находясь в Советском Союзе, был награждён боевым орденом Красной Звезды.
Дальнейшая судьба Ф. Залякаева связана со службой в рядах советской милиции, откуда он и ушёл на заслуженный отдых. Сейчас он с супругой Таисией Ивановной помогает растить внуков, но память о службе во Вьетнаме осталась на всю жизнь.
С юбилеем Вас, Фаат Гимаевич!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»