Нас называли детьми перестройки. В далёком 1985 году Михаил Горбачёв повёл страну по пути глобального «ускорения социально-экономического развития страны». А мы пошли в первый класс. И, слава богу, что демонтаж советской системы затянулся.
Это дало возможность нашим неокрепшим душам не окунуться в новодел образовательной системы. Нам достались закалённые коммунистическими принципами учителя, воспитанные на несколько смягчённых подходах Антона Макаренко, Константина Ушинского и Василия Сухомлинского.
И Ленин
такой молодой
Помните «звёздочки»? Нет, не те, что были приколоты на лацканах пиджаков и форменных фартуках октябрят с ликом юного вождя. А «звёздочки» как группы одноклассников, борющиеся за успеваемость, показатели сбора макулатуры и металлолома. Организованные в группы дети, то есть мы, были сознательнее, что ли. Убирались в классе, оттирая самостоятельно исписанные парты. Волновались за каждого, кто заболел, и даже по очереди ходили к «отдыхающим» домой, носили задания. Помню, что в классе втором меня назначили быть командиром одной из «звёздочек». Ох, как пригодились заложенные навыки того времени впоследствии.
Мы однажды долго дискутировали с выпускниками тех лет на тему - что дала нам школа. Родная школа № 2. Образование? Да! Целеустремлённость? Несомненно! Лелеяла всходы интеллигентности, заложенные родителями? Конечно.
Это стало настолько очевидно спустя 20 лет после выпускного бала. Идейно-политическое, гражданское, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитания настолько органично переплелись между собой.
Один за всех
К встрече с одноклассниками готовились задолго. И здесь уместно будет сделать несколько реверансов. Спасибо прошлому - за тех людей, что окружали меня долгие 10 лет в школе, с которыми хотелось увидеться, несмотря ни на что. И спасибо настоящему - за новые технологии, обилие гаджетов и возможность кинуть клич, который в доли секунды долетит даже за океан (да-да, есть среди нас и те, кто уже 13 лет живёт в Америке и транслирует нам через социальные сети «чудеса» их строя).
Они по-прежнему узнаваемы. Но тот, кто сидел рядом со мной за партой, с кем мы делились цветными карандашами, и для кого вырывала я из тетради листок, когда учитель произносил нелюбимую фразу: «А теперь убрали учебники с парт и достали одинарные листочки, пишем самостоятельную работу», тот кучерявый мальчишка, вдруг стал выше на две головы. Выросли все. И в профессиональном плане, в первую очередь.
Каждый занял свою нишу. IT, энергетика, финансы, педагогика, малый бизнес - вот во что вылились физики и математики, а заодно и лирики. Востребованы оказались в любой сфере. Да не на простых должностях, а как ЛПР (лица, принимающие решения).
Иных уж нет
Мы приходили в школу - он был там, мы уходили - свет в его окне горел. Кутяшов Лев Григорьевич для нашего поколения так и остался символом. Для каждого - своим. Наши мальчишки (язык всё ещё поворачивается говорить о достойных взрослых людях этим дерзким выражением), набрав охапки белоснежных цветов, первым делом устремились к «шефу». Так называло директора лицея № 2 за глаза не одно поколение учеников. Почтили память и вспомнили все его «крылатые выражения». А затем - к безвременно ушедшей, трагически погибшей Асе. Нежной и чистой девочке, которая так и останется для нас 16-летней.
Альма матер
Школа преобразилась снаружи и внутри. Но дух остался. Пенаты (боги-хранители из древнеримской мифологии) не покинули её и, кажется, даже узнали нас. Теперь здесь другой «шеф» - Геннадий Александрович Иванов. Провёл обзорную экскурсию, поделился успехами нынешних выпускников и даже приоткрыл педагогические тайны. Какие приёмы предпринимали учителя в отношении нас, чтобы мы добились в жизни большего.
Не знаю, как другие, а я вспоминала день, когда мне повязывали пионерский галстук. Как шла домой нараспашку, чтобы все видели предмет гордости из алого ацетатного шёлка, как бережно гладила каждый день покупку стоимостью 58 копеек.
Хранилище
Энциклопедия нашего детства оказалась обширной. Она совместила в себе советское воспитание, превратности перестройки, зацепила резкую современность. Отсюда - прочные знания, критичность мышления, коммуникабельность, способность адаптироваться. Спасибо школе и учителям, эпохе перемен и стабильности знаний.
А сразу после встречи, которая закончилась далеко за полночь, у каждого трезвонил телефон:
- Гузель! Добралась?
- Да, дома. Пью чай с блинами.
- Дима, доехал?
- Я уже в Ижевске. Мне всю ночь снилась наша встреча.
- Встречаемся через год. «20+1» - мой любимый формат.
- Регина, так тепло общались. Прямо по-домашнему. Позитивные воспоминания.
- Общение продолжили на кухне, а это святое место всегда хранит большие тайны.
Но и на этом встреча не закончилась. Остались связи и совместные проекты, которые родились тут же - на коленке. На этой волне уже совсем скоро в Бугульме будет реализован масштабный проект #бугазарядка.
А вы давно встречались с одноклассниками в последний раз?