Согласно распоряжению министра образования, все учебники, выпускаемые сегодня для школ, будут должны обзавестись электронными версиями к январю 2015 года.
Для того чтобы можно было наконец-то перестать плодить мифы о них и начать их внедрять. Вот только издательства до сих пор не получили сколь-либо четких указаний к действию, да и сама...
Согласно распоряжению министра образования, все учебники, выпускаемые сегодня для школ, будут должны обзавестись электронными версиями к январю 2015 года.
Для того чтобы можно было наконец-то перестать плодить мифы о них и начать их внедрять. Вот только издательства до сих пор не получили сколь-либо четких указаний к действию, да и сама концепция внедрения и применения электронных учебников в повседневной учебе - неясна.
фото: Геннадий Черкасов
- С 2015 года к каждому учебнику будет прилагаться электронная версия, но это никак не скажется на стоимости изданий. Каждый ребёнок будет получать полный комплект всех необходимых учебников и учебных материалов, плюс со следующего года ещё и доступ к электронным учебникам, - заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. - Родителям школьников не придётся покупать дополнительные устройства для использования электронных учебников.
Напомним, что «электронный учебник» - это программа, а не гаджет типа планшета или ноутбука. И для её использования подойдут школьные или домашние компьютеры, планшеты и другие уже имеющиеся подобные умные машины - каких-то дополнительных не потребуется. Важно другое - до 1 января 2015 года, когда издательства должны будут представить на экспертизу учебники в электронном виде, осталось не более четырех месяцев, и если электронные версии книг не будут соответствовать требованиям - их не включат в Федеральный перечень учебников. Вот только каковы эти требования - в издательствах до сих пор не знают. Минобрнауки до сих пор не спускал им на этот счёт никаких распоряжений, а время-то идёт…
- Мы готовы к 1 января 2015 года предоставить все наши учебники в электронном виде, причём в различных вариациях, - рассказал «МК» директор издательства «Титул» Алексей Конобеев. - При этом реально Минобразования пока ещё не сформулировало для издательств требования к этим электронным версиям, поэтому нам приходится делать несколько вариантов, чтобы в нужный момент предоставить готовые программные продукты. Рекомендации Минобрнауки к формату электронных учебников уже несколько раз менялись за последнее время - к примеру, сперва было требование размещать в них ссылки на дополнительные материалы в виде адресов сайтов в Интернете. Потом это требование исчезло - вроде как допматериалы уже должны быть в самом учебнике изначально… Мы придерживаемся мнения, что электронный учебник должен работать без Интернета - всё необходимое сразу устанавливается на ноутбук, десктоп или планшет, поскольку качество связи со Всемирной сетью во многих местах нашей страны оставляет желать лучшего. А вот каким его пожелает видеть Минобрнауки - ещё вопрос.
Другой вопрос, чёткого ответа на который пока нет, - как будет государство закупать у издательств эти учебники? Ведь это не бумажные книги, за которые заплачено ровно столько, сколько отгружено, - файл можно копировать бесконечно, купив лишь один раз! Поэтому мы, чтобы обеспечить учёт проданных версий, встраиваем в них электронную защиту - один учебник можно установить только на одном компьютере; просто скопировать его и поставить на два и более компьютеров - невозможно. Тогда, соответственно, для домашнего использования каждому ученику потребуется второй экземпляр программы учебника с кодом-ключом. И кто будет покупать этот второй экземпляр - школа или родители?
Третья проблема - экспертиза, которую обязательно проходят учебники. Нужна ли она будет для электронных версий? Если нужна - то кто, когда и как её будет проводить? Для бумажных учебников всех издательств, которые присутствуют в Федеральном списке, она уже проведена - научная, педагогическая и общественная. Если электронные учебники будут полностью повторять бумажные - то дополнительная экспертиза им, по идее, не потребуется. Но если они будут содержать массу дополнительных материалов и тем самым существенно отличаться от бумажного первоисточника - тогда как?
В общем, несмотря на то, что до 2015 года, когда все учебники должны одномоментно обзавестись своими «электронными близнецами», осталось четыре месяца, множество вопросов остаются открытыми. Успеют ли все подготовить к началу нового года - неясно. Плюс у педагогов до сих пор нет внятно сформулированной концепции, как эти электронные учебники внедрять - параллельно с обычными? С постепенным вытеснением обычных? Можно ли будет раздать детям их на дисках или флешках, чтобы заниматься по ним дома, а тяжёлые бумажные книги хранить в школе? И как быть, если у кого-то из учеников не окажется в наличии компьютера или планшета?
Правда, в Минобразования «МК» уверили в том, что через неделю при министерстве начнет активную работу межведомственная группа экспертов, которая сформирует все требования к электронным учебникам - в том числе, наконец, выяснится, будут ли они требовать подключения к Интернету при работе и как будут соседствовать с традиционными бумажными книгами.
Школы же с нетерпением ждут электронных дополнительных материалов, о которых так долго говорят чиновники, и готовы активно использовать их на уроках. Продвинутые учебные заведения уже сейчас применяют электронные учебники и допматериалы к ним наравне с бумажными - в том числе зарубежного производства.
- Вот представьте себе анимированный видеосюжет о Древней Греции - сперва показывается современный Парфенон и его окрестности, ходят люди, туристы... А потом изображение меняется - руины восстанавливаются до зданий, наполняются людьми в туниках - это полное погружение в реальность, - рассказывает Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, директор московской школы №109. - То же самое касается таких требующих наглядности предметов, как география. Мы используем учебные мультимедийные материалы, некоторые из которых сделаны не в нашей стране - у нас таких просто нет! Или, скажем, допматериалы курсов «Живая физика», «Живая геометрия» - они отлично дополняют бумажные книги, поскольку многие опыты в условиях класса не проделаешь, а геометрические фигуры и их изменения нагляднее увидеть вживую на экране проектора, чем учитель будет их рисовать вручную. Конечно, электронные версии учебников, наполненные интерактивным содержимым, нужны, и все школы с удовольствием будут внедрять их в учебный процесс.
Евгений Балабас
"МК"