Бугульминская газета

Татарский язык в детском саду

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Хорошее владение двумя государственными языками как средством общения - веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учёбы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Детям младшего возраста всё интересно, их можно вовлечь в любую игру, заинтересовать, показав обычную куклу или плюшевого мишку. Важно, чтобы дети изучали, знали и уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.

Обучение детей татарскому языку в детском саду - одна из самых сложных методических задач. Обучая дошкольников татарскому языку важно, во-первых, воспитывать у них любовь к родному краю, природе и бережное отношение к ней. Во-вторых, вызвать интерес к историческому прошлому города, республики, страны. А также воспитывать патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему малой родины, ознакомить с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.

Для достижения этого можно организовать этнографические уголки по ознакомлению с национальным бытом, творчеством татарских поэтов и писателей, дидактические игры, альбомы, оформить папки-передвижки «Мы учим татарский язык», куда вносятся слова, предложения, стихи, поговорки, которые дети учат на занятиях татарского языка.

Типовая программа определяет задачи развития языка и речевой деятельности дошкольника как умение формировать и формулировать мысли с помощью слов, использовать язык в процессе рождения связного текста. Это очень важная сторона коммуникативного развития ребёнка. Однако его надо научить не только отвечать на вопросы, но и задавать их, активно высказываться, налаживать совместную деятельность со сверстниками, поддерживать разговор, беседу, вести спор. Ведь при общении пересекаются мысль и слово, чувство, отношение и взаимодействие, деятельность и сознание, личность и социум. Очень важно, если ребёнок скажет две фразы под влиянием живого чувства, яркого впечатления, нежели будет вымученно составлять «описательный рассказ».

Французская пословица гласит: «Привести коня на водопой может и один человек, но и сто не заставят его пить». Так и мы можем привести ребёнка на занятие, объяснить ему о необходимости изучения языков, но это не значит, что он тут же начнет пить из нашего источника знаний. Сначала у него должна появиться мотивация к этому, и задача учителя - сформировать её. Мир ребёнка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше, а просто - другой. Свои чувства и переживания наиболее полно дети выражают через игру, которая является самым прямым путём к достижению взаимопонимания с ними. Поэтому в процессе фонетических, лексических, ролевых игр ребята легко и естественно усваивают иностранный язык. Игровые методики, смена видов деятельности на уроке, использование различных видов наглядности, технических, мультимедийных средств помогают поддерживать у них интерес к предмету. Без этого невозможно обучение иностранному языку на начальном этапе.

На занятиях можно использовать различные лексические, ролевые, имитационные игры. Интересны и так называемые пальчиковые игры, когда кроме языковых навыков развивается мелкая моторика рук младших школьников. А это положительно влияет на их речемыслительную деятельность. Педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Для этого дети на нём должны чувствовать себя комфортно, не утомляться, быть раскрепощёнными, сохранять заинтересованность.

Игры можно использовать на разных этапах обучения языку. Например, на этапе ознакомления с новыми словами следует включить игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, сопровож-дая аудированием, произношением этих слов. «Маленький» («Кечкенэ») - дети улыбаются, делают жест большим и указательным пальцем. «Большой» («Зур») - приподнимают брови, широко открывают глаза, руки разводят в стороны. «Кислый» («Оче») - дети морщатся, машут рукой. «Плохо» («Начар») - дети сдвигают брови.

Перевод с одного языка на другой затрудняет создание образа языка и замедляет реакцию ребёнка. Чтобы у него возникло желание говорить с педагогом, необходимо дать ему понять, что, в первую очередь, педагога волнует не форма высказывания, а взаимопонимание, которого легко добиться использованием жеста. Многие дети порой бессознательно прибегают к его помощи при попытке выразить мысль или вспомнить что-либо. А на занятиях по обучению языку важно практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. Педагогу часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребёнок вспомнил необходимое слово.

Широко применяются пальчиковые, подвижные игры со словами, упражнения по обучению жестам, такие как «Сейчас я папа (мама, бабушка…)», «Сейчас я медведь (лиса, волк…)», «Я мою лицо (руки, глаза…)» и т.д. Благодаря этому, подвижнее и выразительнее становится детская мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Дошколята учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, жестах и движениях другого человека.

На этапе закрепления новой лексики можно перейти к театрализованным играм, подобрав материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой, который поможет детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь. Такие игры оказывают большое влияние на личность ребёнка, развитие его речи, являются сильным, но ненавязчивым педагогическим средством в изучении языка. Малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом. Участвуя в театрализованных играх, он знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ситуацию речевого общения следует усложнить, введя в игру персонажи (куклу би-ба-бо, игрушку), которые помогают перенести диалог со сцены в зрительскую аудиторию. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть. На этапе закреп-ления, активного использования языка можно организовать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям, предложить им «оживить» картинки («Насекомые за чаепитием», «Звери на уроке», «Семья вечером» и так далее) - придумать диалог и «сыграть» его в любом виде кукольного театра.

В театрализованной игре дошкольник получает удовольствие от самого её процесса, даже если она предполагает определённый результат. Благодаря этому, ребёнок захочет участвовать в этой игре снова и снова. Значит - можно добиться хороших результатов.

Теги: 250
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: