Выясните, чего именно ребенок ожидает от школы. Если он воспринимает её как продолжение садика (игры с друзьями, желание находиться среди детей), то, скорее всего, он еще не совсем представляет, что его ожидает в скором будущем. Если же ребенок понимает, что в школе он станет умнее, будет получать новые знания, оценки за домашнее задание, а когда вырастет, будет иметь хорошую работу или продолжать учиться, - можете не сомневаться: ребенок к школе готов.
Проверьте, насколько ваш малыш способен выполнять задания. Например: удается ли ребенку в детском коллективе следовать инструкциям, придерживаться установленных правил во время общения, любой игры с участием сверстников или взрослых (лото, развивающие, подвижные игры и т.п.). Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение.
Этот показатель является залогом того, что адаптация ребенка к школе пройдет успешно.
Еще одним критерием готовности ребенка к школе является умение владеть карандашом, ножницами, правильно держать ручку, обращаться с ней свободно, правильно сидеть, держать тетрадь, уметь вырисовывать ровные и прямые линии, перерисовывать разные геометрические узоры, вырезать их, лепить, нанизывать бусинки и бусины...
Важным для школы является умение ребенка слышать и пересказывать. Расскажите или прочтите ребенку сказку, а затем попросите его пересказать ее вашей семье (будто вы ее забыли). Если у ребенка получается последовательно и логично пересказать все события, а также он легко подбирает нужные слова, то это значит, что его мыслительный и речевой аппараты вполне готовы к усвоению школьной программы.
Воспитывая ребенка в атмосфере доброты, любви, игры, книг, интереса ко всему окружающему, вы создадите благоприятные условия, при которых ребенок шести лет постепенно превращается из дошкольника в школьника.
Основная цель воспитания познавательных способностей детей - это совершенствование мыслительной деятельности, усвоение знаний, умение применить все это на практике. Познавательный интерес и любознательность - важнейшие элементы формирования личности ребенка. Основной акцент делается на игровую форму преподнесения материала, развития трудовых навыков, удовлетворения любопытства. Именно в игре дети учатся общаться друг с другом, помогать, находить выход из сложных ситуаций, знакомятся со свойствами окружающих предметов. Кроме того, в процессе игры важным моментом является соблюдение определенных правил. Все эти навыки, знания и качества помогут ребенку в дальнейшем, когда он будет частью большого школьного коллектива. От рождения человек щедро наделен природой. И в первую очередь это касается возможности развиваться. Каждый здоровый ребенок может достичь огромных успехов в различных видах деятельности. Главное - не упустить возможность развить способности ребенка еще в дошкольном возрасте.