Об итогах единого государственного экзамена, организации исследовательской деятельности учащихся, их внеурочной занятости, инновационных технологиях в преподавании татарского языка и многом другом говорили на августовском педсовете, в котором приняли участие глава муниципального района, мэр города И.Касымов, начальник управления департамента надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РТ Р.Хамитов, депутат Госдумы РФ...
Но вначале его участники побывали на выставке, организованной в фойе Дома техники, где смогли ознакомиться с детским прикладным творчеством. Яркие экспозиции вызвали неподдельное восхищение гостей. А еще с интересом они изучали стенд «Школа после уроков», где на фотографиях запечатлены занятия в швейной мастерской «Эталон» Карабашской школы № 2, кружках юного фермера из Малобугульминской школы и художественной ковки металлических изделий, которой увлечены ребята из школы № 16. Не осталась без внимания и повсеместная деятельность учащихся по выращиванию овощей, рассады цветочных и овощных культур.
Директора поработали прорабами
Открывая совещание, глава района подчеркнул: достижения бугульминского учительства не разовый успех, а закономерность. И хотя местный бюджет ограничен, депутаты предпочитают финансировать в первую очередь те программы, которые реализуются в образовании. На образование в этом году было выделено более 30 миллионов рублей, часть из которых пошла на капремонт шести школ. Он отметил большую роль в этом деле директоров школ, которым временно пришлось перепрофилироваться в строителей. От их всевидящего ока ничто не ускользало, поэтому и получен такой хороший результат.
В рамках реализации первого этапа «Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы» удалось технически оснастить школы современным мультимедийным оборудованием - из местного бюджета выделено более 6 миллионов рублей. Воплощаются такие важные грантовые проекты, как «Наш новый учитель», «Наш лучший учитель», «Учитель - исследователь», «Наш лучший директор школы». Обес-печен доступ педагогов из любого предметного кабинета к образовательным ресурсам сети Интернет.
И.Касымов поднял тему проф-техобразования. В районе сумели сохранить бывшие ГПТУ и СПТУ, которые сейчас называются колледжами и лицеями. И хотя их наполняемость в пределах норматива, проблема нехватки специалистов среднего звена остается. Сегодня руководители предприятий готовы платить за качественное обучение будущих рабочих и техников. Часть функций профтехобразования должна взять на себя школа. Для этого в городе есть все необходимое, считает глава.
Золотой фонд образования
Доклад начальника управления образованием В.Кульбеды был в основном посвящен позитивным результатам, достигнутым учительством. В том числе - созданию эффективной сети образовательных учреждений, которая обеспечивает доступность и качество обучения детей, особенно на селе. Реструктуризация, вызванная неблагоприятной демографической ситуацией, коснулась лишь малокомплектных школ. Сегодня 22 автобуса подвозят детей в базовые учреждения, имеющие соответствующее оснащение и кадры, благодаря чему и городской школьник, и ученик из отдаленной деревни имеют равные возможности.
В. Кульбеда также уделила внимание значительному укреплению учебно-материальной базы, отметив ее пополнение не только за счет республиканских программ («Компьютер - школе», «Ноутбук - учителю», «Интерактивное и проекционное оборудование - школе»), но и шефствующих организаций, попечительских советов и родителей.
Однако современное оснащение - не самое главное условие для эффективной работы школы. Главным фактором, определяющим успехи детей, по мнению Валентины Васильевны, является учитель, его квалификация. А кадры в бугульминском образовании сильные: 771 педагог (свыше 41 процента) имеет различные награды.
Кроме того, наши учителя - успешные участники всевозможных конкурсов. По результатам прошлого учебного года более 400 педагогов стали дипломантами профессиональных конкурсов и обладателями грантов, в том числе конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного нацпроекта «Образование». Два учителя начальных классов - Н. Пузанова и Л. Басынина из гимназии № 7 и школы №1 - признаны его победителями, еще одиннадцать педагогов - призерами. Это М.Сапожников, учитель технологии из гимназии № 7, И. Подымова (английский язык, школа № 6), Ф.Хайбуллина (химия, лицей № 2), С.Щербинина (русский язык, лицей № 2), А.Галеева (история, гимназия № 7), А.Нурмухаметова (русский язык, гимназия № 14), Э.Багаув (биология, лицей-интернат), В.Сафина (история, лицей № 2), С.Рашевская (география, гимназия № 7), С.Сарвартдинова (русский язык, школа № 6) и И.Губайдуллин (изобразительное искусство, школа № 5).
Двенадцать учителей являются победителями республиканского гранта «Лучший педагог в области информационно-коммуникационных технологий», десять - победителями гранта Правительства РТ «Алгарыш» по реализации проекта «Английский язык для Республики Татарстан», что позволило 91 учителю этого предмета повысить профессиональный уровень, а десятерым пройти стажировку в Великобритании и США.
Показательно, что по итогам учебного года успеваемость по основным предметам в наших школах составила 99,2 процента, качество - более 60 процентов. Высоких результатов добились учителя лицея № 2, школ №№ 3, 6, 9, гимназии № 7, татарской гимназии № 14, Березовской начальной школы.
С теплотой говорили на педсовете о талантливых детях - учащихся с высоким уровнем познавательных способностей. Конечно, работать с ними сложно, но интересно. И усилия стоят того. Так, в нынешнем республиканском туре предметных олимпиад победителями и призерами стали 32 учащихся. Больше всего, восемь, их было в лицее № 2, семь - в школе № 6, пять - в лицее-интернате, по два - в Карабашской школе № 2, школах №№ 1 и 11, по одному - в гимназиях №№ 7, 14, школах №№ 3, 5, Ключевской и Малобугульминской.
Абсолютными победителями республиканского этапа стали четверо ребят. Одного по экологии подготовили Г.Иванов и О.Иванникова (лицей № 2), другого по физике - В.Парфенов и С.Киреева (школа № 6), двоих по мордовскому языку - Р.Иванова (школа №11, Ключевская школа).
В число призеров республиканского этапа олимпиад вошли 28 человек. А вот победителями и призерами заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников были признаны одиннадцатиклассник лицея № 2 Роман Иванников (экология, учителя - Г. Иванов, О.Иванникова), девятиклассник школы № 6 Алексей Красников (физика, В.Парфенов, С.Киреева), учащиеся 11-го и 10-го классов лицея-интерната Радик Шакиров и Тимур Сафин (физкультура, основы безопасности жизнедеятельности), которых подготовил С.Степанищев. Кроме того, выпускница шко-лы № 11 Екатерина Игнатьева (учитель Р.Иванова) победила в заключительном этапе межрегиональной олимпиады по мордовскому языку и литературе.
По ЕГЭ - в лидерах
Как бы то ни было, но оценкой качества образования все же является ЕГЭ. Единый госэкзамен нынче сдавали 517 выпускников. Традиционно результаты по всем предметам у бугульминцев оказались выше, чем в среднем по республике и стране. По русскому языку средний балл составил 75,5 (по РТ - 64,3). Лучшие знания по предмету показали ученики педагогов лицея № 2 Н.Ягафаровой (87,2 балла), школы № 4 - С.Носачевой (81,2), школы № 6 - Р.Сагировой (81), худшие - кадетской школы-интерната.
По математике средний балл составил 56,3 (по РТ - 48,6). Высокий рейтинг по этому предмету у лицея № 2 (С.Гайдай, В.Валиева), школы № 6 (Н.Соловьева, А.Ерзина), гимназии № 7 (Л.Дергунова), низкий - у школы № 8, кадетской школы-интерната и Малобугульминской школы.
Физику сдавала почти половина бугульминских выпускников, которые показали результаты выше среднереспубликанских - 54,5 (по РТ - 47,9). На высоте оказались учащиеся лицея № 2 (Р.Шайхаттаров), школы № 6 (В.Парфенов) и Зеленорощинской (Е.Малючева), аутсайдерами - кадеты, учащиеся школ №№ 4, 13, 8.
По результатам ЕГЭ по химии, биологии, английскому языку не было равных выпускникам школы № 6, по обществознанию - лицея № 2, истории - школы № 1, литературе - гимназии № 7, информатике - школы № 16, географии - лицея-интерната.
По количеству 100-балльников (19 человек) наш район занимает второе место в республике после Казани. А выпускник лицея № 2 Виталий Корнеев набрал сто баллов сразу по двум предметам - русскому языку и информатике. Таких, как он, в республике всего четверо.
Богат нынешний год и на медалистов - 56 золотых и 49 серебряных. Однако, как отметила В.Кульбеда, несовершенство нормативных документов и отсутствие методики перевода итогов ЕГЭ в оценки позволили некоторым школам желаемое выдать за действительное и завысить число претендентов на медали. «Об этом у нас еще будет серьезный разговор с директорами», - пообещала Валентина Васильевна.
Гость вступился за кадетов
Начальник управления департамента надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РТ Р.Хамитов, прежде чем говорить о задачах стратегии развития образования в республике, высказался в защиту кадетской школы-интерната, которая по результатам единого госэкзамена оказалась в конце списка. «Следует аккуратно подходить к интерпретации итогов ЕГЭ - это всего лишь один из многих показателей работы, - предупредил он. - Видимо, данное образовательное учреждение имеет несколько иную направленность. Если взять другой показатель, например, количество выпускников, которые после окончания школы пойдут защищать Родину, смею вас заверить, что кадетская школа окажется на первом месте».
Поделился высокий гость впечатлением от выставки детского творчества, которая, по его словам, показала, что местная система образования движется в правильном направлении - развитии потенциала детей во внеурочное время.
Он отдал должное квалификации и опыту местных педагогов, которые подготовили столько талантливых ребят. «Брендовыми» назвал фамилии директоров школ Г.Иванова, В.Парфенова, А.Шалева, которые ассоциируются с учительством нашего района. А еще поблагодарил управление образованием: «Хотя министерство работает планово, но бывают моменты, когда нужно срочно решить сиюминутные задачи. Нередко обращаемся в бугульминское управление образованием, но я не припомню случая, чтобы здесь отказали. Мы на сто процентов уверены, что все будет выполнено своевременно, качественно и в срок».
Говорил Р.Хамитов и о технической оснащенности образовательных учреждений, где проблема уже не в том, чем еще оборудовать школы, а как наиболее эффективно использовать имеющееся. Поделился собственным наблюдением: «Иногородние не любят сдавать экзамены в Бугульме: здесь не дают списывать».
Сегодня у местного образования непростая задача - удержать достигнутые высоты. Ведь не секрет: чем выше планка, тем больших усилий нужно, чтобы ее удержать.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса