В декабре 2014 года все одиннадцатиклассники страны впервые напишут выпускное сочинение. Основными направлениями, в рамках которых для них придумают конкретные темы, в этом году таковы: «Недаром помнит вся Россия… (200-летний юбилей Лермонтова)»; «Вопросы, заданные человеку войной»; «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»; «Спор поколений: вместе и врозь»; «Чем...
В декабре 2014 года все одиннадцатиклассники страны впервые напишут выпускное сочинение. Основными направлениями, в рамках которых для них придумают конкретные темы, в этом году таковы: «Недаром помнит вся Россия… (200-летний юбилей Лермонтова)»; «Вопросы, заданные человеку войной»; «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»; «Спор поколений: вместе и врозь»; «Чем люди живы?»
Параллельно с этой информацией была озвучена и другая: единого учебника по истории в российских школах не будет.
Темы выпускных сочинений, предупредил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, будут оглашаться лишь непосредственно на экзамене. Однако основные направления, в рамках которых их сформируют, будут формулироваться и доводиться до общественности заранее - чтобы учителя и школьники имели время подготовиться.
На 2014-15 учебный год, уточнила председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения, вдова классика Наталья Солженицына, в качестве таковых были выбраны: «Недаром помнит вся Россия…»; «Вопросы, заданные человеку войной»; «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»; «Спор поколений: вместе и врозь»; «Чем люди живы?» Первое направление «нацеливает на размышления о своеобразии творчества Лермонтова, особенности проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя». Темы второго «ориентируют на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне». Третьего - «позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы». Темы четвертого направления «нацеливают на рассуждения о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной». Пятого - «предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия». И все это - на материале отечественной и мировой литературы.
Все школы, уточнил «МК» член Совета по сочинениям, московский учитель-словесник Сергей Волков, в день экзамена получат по пять тем - по одной на каждое направление, так что ребята смогут выбрать. Однако по часовым поясам задания будут разниться, а, значит, списать не получится. Правда, можно ли пользоваться на сочинении первоисточниками - художественными произведениями - пока не решено, признался он. Но если нет - то и требовать прямых цитат с одиннадцатиклассников никто не будет.
В отличие от ЕГЭ, проверять сочинения будут свои учителя и оценивать их по системе зачет-незачет. А так как писать работу будут в декабре, у одиннадцатиклассников, не получивших зачет, будет возможность переписать ее на положительную оценку и тем самым получить допуск к сдаче ЕГЭ. Пригодится сочинение и для поступления в вуз. Все тексты работ будут собраны в единой федеральной базе данных, и если абитуриент захочет получить дополнительный бонус при зачислении, приемная комиссия вуза «вытащит» его сочинение, проверит, оценит в баллах от 1 до 10 и приплюсует этот результат к оценкам ЕГЭ. Впрочем, разъяснил «МК» член Общественной палаты, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, это будет иметь смысл лишь в нескольких десятках лучших вузов: конкурс в остальные так низок, что там возьмут и без сочинения.
Зато принципиально важно другое: возврата к советским сочинениям, вроде: «Катерина из "Грозы" Островского как луч света в "темном царстве"», не будет, заверяют чиновники и с облегчением констатируют представители учительского сообщества. Темы работ должны формировать не казенный патриотизм, а сподвигать школьников к размышлениям. А потому и формулироваться будут, скажем, не «В жизни всегда есть место подвигу!», а «Всегда ли в жизни есть место подвигу?» В итоге серьезные опасения, что возрожденное сочинение превратится в «способ промывки мозгов молодежи в ура-патриотическом духе, ее зомбирования не подтвердились, - отметил Волков. - Сочинение затевалось не для этого, а чтобы научить школьников писать. Последнее десятилетие их этому не учили, а в результате пострадали все - даже бизнес-сообщество, столкнувшееся практически с полным отсутствием пресс-секретарей, способных написать пресс-релиз».
До 1 октября региональные управления образования получат рекомендации по продолжительности написания сочинения (возможно, она составит 4 часа) и по методике оценивания работ. Будет решен и вопрос с выпускниками прошлых лет, пожелавшими использовать дополнительные баллы за сочинение при поступлении в вуз.
Также глава Минобрнауки заявил, что в школе «единого учебника по истории у нас, скорее всего, не будет: «У нас будет лишь единая концепция преподавания истории - единый культурно-исторический стандарт».
Марина Лемуткина
"МК"