- Если медицинские услуги, по мнению пациента, были оказаны не на должном уровне, может ли он потребовать компенсации?
- Да, при этом потребитель имеет право на выбор санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, а именно - безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшение цены за услугу, возмещение расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, расторжение договора и полное возмещение убытков.
- В чём специфика защиты прав потребителей медицинских услуг?
- На отношения, возникающие при предоставлении платных медицинских услуг, в полном объёме распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, так как гражданин приобретает услуги исключительно для личных нужд. Это даёт ему дополнительные права, устанавливает требования к качеству, повышает ответственность исполнителей.
Специфика же в том, что объектом воздействия в данном случае являются личные неимущественные блага - жизнь, здоровье, физическая неприкосновенность. А качество медицинской услуги зависит как от квалификации исполнителя, так и от технической оснащённости организации. Кроме того, результат услуги (за некоторыми исключениями) не имеет вещественного выражения. Медицинское воздействие обычно неосуществимо без соответствующего доступа к патологическому очагу и сопровождается побочными эффектами. Проще говоря, медицинское вмешательство зачастую изначально предполагает возможность причинения вреда. Отсюда возникает проблема правомерности причинения повреждений, сопутствующих оказанию медицинской помощи. Вред здоровью пациента при оказании ему помощи может быть причинён как правомерными, так и неправомерными действиями.
Проблемой является неоднозначность оценки результата медицинской услуги, так как в отличие от других сфер профессиональной деятельности в медицине неблагоприятный исход не всегда противоестественен и противоправен, если учитывать особенности организма и характер конкретного заболевания. И при абсолютно надлежащем исполнении медицинской услуги может полностью или частично отсутствовать ожидаемый результат. Для эффективной защиты прав потребителя-пациента в первую очередь нужен чёткий, подробный и всеобъемлющий договор, в котором должны регламентироваться условия и сроки получения платных медицинских услуг, порядок расчётов, права и обязанности, ответственность сторон.