Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Жизнь народного театра

Скоро народному театру Центра татарской культуры исполнится 17 лет. В преддверии именин актёры выступили в Казани со спектаклем по пьесе Шарифа Хусаинова «Зубайда - дитя человеческое».

По словам режиссёра Флюры Шариповой (она же директор центра), столичная публика тепло приняла бугульминцев, аж 17 раз прерывала выступление аплодисментами.

- Начинали мы в далёком 2001 году с постановки по драме Туфана Миннуллина «Матери и дети». Выбрали её потому, что актёрский коллектив состоял в основном из представительниц прекрасной половины человечества. А роли почти все женские, действие происходит в родильном отделении. Репетировали в маленькой комнате допоздна. Многие приходили с основной работы, не успев перекусить. Сварю полведра картошки, достану буханку хлеба, поедим и приступаем. Потом встал вопрос, где показать спектакль. В центре условий нет, на тот момент здание требовало существенного ремонта. Приходилось возить декорации, состоящие из четырёх железных коек, а порой носить вручную, в Дом техники, Дворец школьников, - вспоминает Флюра Ахметвалиевна. - С тех пор почти все спектакли ставим по творчеству Туфана Абдулловича. Играли «Свет души моей», «Ильгизар + Вера» и другие. Люблю его произведения, считаю одним из самых ярких талантов татарской драматургии. Эти пьесы близки народу, каждое слово, как говорится, бьёт не в бровь, а в глаз. Поэтому в работе с артистами никому не разрешаю изменять тексты, импровизировать с ними.

Рождение народного театра в Бугульме - по большей части заслуга Флюры Шариповой. Она мечтала его создать с момента вступления на должность директора Центра татарской культуры. Сама в молодости окончила театрально-режиссёрский факультет Казанского государственного института культуры.

- Мы попали в федеральную программу по восстановлению исторических объектов. Видимо, помог дух Хакима бая. Провели грандиозный ремонт. Оглядываясь назад, иногда думаю, проще было построить новое здание. Нынче могу с гордостью сказать, что Центров татарской культуры в республике всего два. Один из них в Бугульме. Наш театр многие знают: в Бавлах, Лениногорске, других населённых пунктах региона. Говорят, играем на высоком уровне, заслуживаем звания профессиональный, - продолжила режиссёр.

Главные роли достаются актёрам из основного костяка, затем подбираются желающие на второстепенные. Однако этот принцип не всегда соблюдается. Бывало, новички так себя зарекомендуют в спектаклях, что в дальнейшем становятся протагонистами.

- Пришла как-то студентка из медучилища. Так играла, словно обучалась театральному мастерству. Или однажды обратился мужчина, попросил роль. Как раз требовалась замена. Стал ходить на репетиции, проникся, учил тексты от и до. Теперь на сцене на него любо-дорого смотреть, уникальный типаж. Видимо, дар от рождения. В последнее время в спектаклях участвует много молодых людей. Привлекают друзей, стараясь показать себя перед сверстниками, просят роли побольше. Конкуренция делает театральный процесс только краше, - считает Флюра Шарипова.

Случаются и курьёзы перед премьерой. Например, захворал актёр, требуется его срочно заменить. В последний момент находят нужного человека, а он так усердствует, что публика не замечает разницы. Было дело, накануне выступления артист попал в автомобильную аварию. Не решился подводить коллег, превозмогая боль, отыграл спектакль. Позже выяснилось, три ребра повреждено. Не успел выздороветь, как новую роль просит. Вот такая любовь к сцене.

Репетируют в народном театре до победного, пока каждый слова назубок не выучит. Чтобы этого добиться, собираются почти ежедневно, не менее трёх месяцев. Режиссёр подсказывает, как к зрителям стоять, двигаться в зависимости от настроения персонажа. То есть проходят полный курс актёрского мастерства.

Костюмеров тут профессиональных, конечно, нет. Но и в обычной одежде к зрителю не выходят. Шьют сами, переделывают старые наряды, приносят из дома, кто халат супруга, кто массивный кожаный чемодан, кто шляпу. Все вносят вклад в общее дело.

- С детских лет мечтала выступать в театре. Когда он появился, была художественным руководителем в Центре татарской культуры. Первая роль досталась в спектакле «Матери и дети». Играла женщину, которая семь лет не могла родить ребёнка. Помню, как Флюра Ахметвалиевна, по сюжету, тринадцатого родила. Далее разворачивается ситуация с бездетной матерью. В общем, пришлось потрудиться, чтобы раскрыть эту сложную жизненную драму. Думаю, удалось передать характер персонажа, - делится Гюзель Медведева. – Самое сложное было войти в образ, понять героя сердцем и душой. Зато потом на сцене начинаешь переживать его судьбу, не притворяешься: искренне посмеёшься по сценарию и заплачешь.

Так и продолжается жизнь татарского народного театра. Причём успешная. Он не раз становился лауреатом I степени на фестивалях-конкурсах среди театральных коллективов республики.

Вячеслав ДЕМЕНТЬЕВ

Фото Рифата МИНДУБАЕВА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 

2VtzquirgLe

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
2VtzqvFmbm5