Более 50 детей иностранцев посещают курсы по русскому языку в школах Татарстана.
В целях адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях Республики Татарстан уже несколько лет реализуются диагностические мероприятия и индивидуальная работа, направленная на определение уровня владения русским языком.
С этого года тестирование на знание русского языка стало обязательным для всех, кто намеревается поступить в школы региона.
82 процента детей иностранцев успешно сдали тестирование по русскому языку
С апреля в России стали действовать изменения в федеральном законе об образовании. Согласно новым поправкам, теперь детей мигрантов принимают в школы, основываясь на результатах тестирования по знанию русского языка. Также требуется предоставить документы, подтверждающие законность их пребывания в стране.
В Татарстане с начала вступления новых правил в силу подали заявки на поступление в школы 554 ребенка. Из этого числа 524 были допущены к тестированию по русскому языку, в то время как 30 детей не смогли предоставить полный набор необходимых документов. Успешно прошли тестирование 82% детей.
«Это показатель того, что большинство детей иностранцев уже долгое время проживают в России и общаются с русскоговорящим населением. Кроме того, часть из них посещали дошкольные образовательные организации в республике, где погрузились в языковую среду», — рассказал заместитель министра образования и науки РТ — руководитель департамента надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РТ Рамис Музипов.
Детей иностранных граждан допускают к тестированию только после проверки всех документов, подтверждающих законность их пребывания в России. Тестирование проходит в последнюю среду каждого месяца, и на сегодняшний день уже состоялось шесть этапов. Все задания подготовлены Рособрнадзором для классов начальной, основной и средней школы.
В республике организовано ускоренное обучение русскому языку в 54 школах. Дети, не прошедшие тестирование, могут пройти его повторно спустя три месяца. В Татарстане созданы все необходимые условия для изучения русского языка.
Как отметил Музипов, для детей иностранных граждан разработана ускоренная программа обучения, которая включает 72 часа занятий.
«К настоящему времени 54 ребенка посещают такие курсы в образовательных организациях. И 17 детей осваивают русский язык в порядке самообучения, для них организованы консультации со школами. Дополнительно открыты площадки для изучения русского языка в домах дружбы народов в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске. Обучение русскому языку осуществляет воскресная школа», — сообщил заместитель министра образования и науки.
Он уточнил, что есть республиканская программа, разработанная экспертами по русскому языку на основе многолетнего опыта работы с детьми иностранных граждан, а также программа, созданная на основе примерных заданий тестирования.
«Рособрнадзор сразу опубликовал демонстрационные версии тестов. И по ним была разработана программа. Преподаватель видит объем заданий для каждого класса и понимает, каким образом сформировать программу обучения. То есть учить русскому языку на том уровне, который необходим, например, для первого класса, чтобы не перегружать ребенка более сложными конструкциями, которые будут изучать дети во втором и третьем классах», — подчеркнул Музипов.
Программа показала свою эффективность — дети, обучающиеся по ней, успешно осваивают русский язык, добавил он.
«Система обучения иностранных граждан для Татарстана не новая»
Уже на протяжении продолжительного времени в Татарстане дети иностранцев проходят социальную, культурную и образовательную адаптацию, заявил Музипов.
«Изменения в законе были приняты только в этом году, но это не означает, что дети иностранных граждан начали изучать русский язык только сейчас. Система обучения иностранных граждан для Татарстана не новая. А именно тестирование стало структурированным и единым по России», — подчеркнул он.
Замминистра образования и науки отметил, что и раньше для комфортной интеграции детей мигрантов в образовательную систему проводилась диагностика знаний русского языка.
«Где-то проводилось собеседование, а где-то — тестирование, применялись другие формы до начала приема в школу или уже после. Эта диагностика была разноплановой, и во всех школах она существовала. Претензий к этой модели не было, потому что она позволяет сделать незаметным вхождение детей иностранных граждан в наш социум. Методики давно сформированы, апробированы и подтвердили свою результативность», — заметил он.
С учетом результатов диагностики формировалась индивидуальная карта, или траектория развития ребенка. «То есть делался акцент на ускоренном восполнении дефицита знаний, чтобы быстрее погрузиться в языковую среду. В том числе для детей организовывались дополнительные кружки и секции», — добавил Музипов.
«В школах, где меньше иностранных детей, занятия могут носить индивидуальный характер»
В школах Татарстана, где учатся дети мигрантов, разработаны особые методические подходы и механизмы для их социальной адаптации. Эти инициативы зависят от числа иностранных учащихся, их возраста и уровня владения русским языком, отметил замминистра образования и науки.
Например, в казанской школе № 51 учатся представители 15 различных национальностей, включая многих детей мигрантов. В этой школе уже более пяти лет проводятся курсы по русскому языку для иностранных учащихся.
Практика показала, что достаточно одного дополнительного занятия в неделю, чтобы ученик, имеющий трудности с русским языком, смог освоить необходимые знания за три месяца.
«В школах, где меньше иностранных детей, занятия могут носить не групповой, а консультационный или индивидуальный характер. Если обучается один, два или три ребенка, тем более в разных классах, то нет смысла их собирать вместе. Достаточно заниматься с ними индивидуально», — пояснил он.
В течение всего учебного года дети иностранных граждан активно участвуют в школьных, муниципальных и республиканских мероприятиях вместе со всеми учениками. Это способствует их интеграции в образовательный процесс и общению с местными сверстниками.
Педагоги также уделяют внимание родителям этих детей. Взаимодействие включает индивидуальные консультации, которые охватывают множество важных аспектов, таких как развитие и воспитание ребенка, профориентация, а также внешкольная занятость.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Все важные новости города и района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса