Бугульминская газета

Бугульминский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

С чего начинается искусство

В рамках проекта «Баш на Bash» в Октябрьском прошла региональная выставка художников Башкортостана и юго-востока Татарстана. Ценители прекрасного увидели картины живописцев из Уфы, Лениногорска, Бугульмы и других городов. Экспозиция, включавшая порядка 60 произведений, работала полтора месяца. Мастера кисти представили на суд публики разноплановые полотна в стиле авангард, реализм и сюрреализм....

В рамках проекта «Баш на Bash» в Октябрьском прошла региональная выставка художников Башкортостана и юго-востока Татарстана. Ценители прекрасного увидели картины живописцев из Уфы, Лениногорска, Бугульмы и других городов.

Экспозиция, включавшая порядка 60 произведений, работала полтора месяца. Мастера кисти представили на суд публики разноплановые полотна в стиле авангард, реализм и сюрреализм. Наши земляки Яков Лукьяненко, Эдуард Газизуллин, Альфия Юланова порадовали зрителей пейзажами и портретами.

Глядя на холсты в просторном, освещённом зале не каждый задаётся вопросами: «Где и как они были созданы?». А пишутся они в далёких от пафоса условиях, в небольшом, но уютном помещении, где автор ищет музу. Представьте комнату шириной четыре на пять метров, заставленную «разнокалиберными» картинами и этюдами. В воздухе витает запах масляных красок, на полках - альбомы с репродукциями великих мастеров кисти. В центре, напротив окна самодельный деревянный мольберт. Это мастерская Якова Лукьяненко.

- У каждого художника индивидуальная методика работы. Некоторые любят творить под музыку. Я - в тишине. Хотя радио тоже иногда включаю, если в эфире крутят хорошую композицию. Творческий процесс начинается с планирования. Просматриваю этюдные «зарисовки», подготовленные в поездках по стране, выбираю, какие из них достойны превратиться в полноценные картины. Определяю для каждого холста размер, время написания, материал, на котором она будет выгодней смотреться. Сразу думаю, на какую выставку можно направить будущее творение. Рисую исключительно при дневном свете, электрический - даёт желтоватый оттенок. Поэтому на фоне других дел времени для искусства немного. А музу не жду, считаю, с настоящим художником она всегда рядом, - делится живописец.

Перерабатывает мастер не только этюды, но порой и готовые полотна. Обычно возвращается к ним после выставок. Говорит, коллеги по кисти интересные моменты подсказывают или зрители к идее для исправления подтолкнут. «Была сельчанка с тяпкой в руках, а теперь девочка с цветами», - указывает Яков Лукьяненко на летний пейзаж с изображением деревушки в Яранске.

Пишет он не только с натуры, порой даёт волю фантазии. К примеру, смотрит на стену, а узор обоев превращается в причудливую композицию. Таким же образом ищет сюжет, смешав в тарелке с водой разноцветные колеры. «Это, как у музыкантов, которые слышат в обычных звуках новые тональности», - поясняет земляк.

Как бы ни был увлечён живописью художник, всегда прервётся на приём пищи. Заодно может и размяться. Для этого припасены гиря, эспандер, небольшая штанга. Но не все придерживаются подобного распорядка, не вставая, могут корпеть над мольбертом с утра до вечера.

Для живописи у Якова Яковлевича штук пять кистей, от маленькой до крупной. Их лелеет, чтобы служили дольше. После работы обязательно промоет тёплой водой с мылом, завернёт в бумагу. В палитре использует весь спектр цветов. Больше всего расходует белила. А вот к чёрной краске прибегает лишь по необходимости.

- Некоторые поступают по-другому. Заслуженный деятель искусств Татарстана Олег Кульпин любит работать со светом и тенью, играя на контрасте. Был известный художник Николай Прокофьев. Применяя чёрный цвет, умел добиться всех оттенков серого, - поясняет бугульминец.

В мастерской живописца много интересных предметов. Есть самодельный тонкий ящик, чтоб переносить в нём свежие картины. Он устроен так, что краска внутри не смажется. Рядом широкий пляжный зонтик от солнца и дождя, привезённый из Анапы. Под ним не страшно в непогоду выходить на пленэр. Неподалёку «боевой товарищ» мастера - этюдник с раскладными ножками, в котором хранятся краски, кисти, палитра, тряпки и прочая художественная утварь.

- Такой должен быть у каждого, кто пишет на улице. У меня он с 1973 года, со времён учёбы в саратовском университете. В те годы приобрести хороший этюдник была проблема. Не увидишь в магазинах, да и дорого стоил. Но всё же нашёл за 24 рубля. Было ощущение, что купил машину. Потом на велосипеде ездил с ним на природу и рисовал. Побывал он на Кавказе, Урале, в Крыму, Прибалтике, Кировской области и других красивых местах, - вспоминает Яков Лукьяненко.

Частенько заходят в мастерскую художника друзья-коллеги. За чашкой чая беседуют о насущных делах, готовящихся выставках, обсуждают идеи для новых картин. Наболевшая тема - создание в городе галереи с выставочным залом и постоянным фондом.

- В Бугульме накопилось много высокопрофессиональных работ старых мастеров. Не только местных. Есть произведения живописцев из Казани и Москвы. Ныне полотна, хранящиеся в образовательных заведениях, мастерских, скрыты от широкого круга зрителей, - сетует художник.

Подобные истории кроются за каждой картиной, которую публика видит на выставках. Суметь «прочитать» их в мазках и изгибах линий изображения - вот настоящее искусство для зрителя.

Вячеслав ДЕМЕНТЬЕВ

Фото автора

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Все важные новости района читайте в нашем Telegram-канале «Интересная Бугульма»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
2VtzqxQJDx7