Дорога к роднику простирается через поля. Она была расчищена грейдером, да не просто, а в обе стороны. Навстречу нам по соседней полосе двигались «светлячки» фар, позади тоже целая вереница. Здесь столбик термометра опустился до минус 23.
Возле родника многолюдно, стоят три очереди: в открытый источник, закрытую купель и набрать святой воды.
Я тут же нашла пяток отговорок, чтобы не нырять, но все они разбились о железные аргументы мужа. Встали в очередь номер 2. Двигалась она не быстро. В закрытую купальню заходили группками, включали свои фонарики на телефонах (в помещении нет искусственного освещения), потом раздавались смешки, следом лёгкие «Ой!», «Ух!» и «Слава Богу!». Выходили на свет божий по одному.
Через полчаса дошла наша очередь открыть дверь. Остальное помню плохо. Сознание зафиксировало, что здесь теплее градусов на 10, чем на улице, что стягивать лыжную куртку и штаны было не страшно, что сланцы оказались ледянее, чем деревянный пол. А потом вдруг запомнилось ощущение, как парашютом надувается сорочка.
Жива. Счастлива. Не замёрзла. Побежала в машину и открыла термос с авторским чаем. Залпом осушила и почувствовала, как тепло побежало в пальцы ног, зафиксировавшие температуру сланцев.
Все вместе приехали домой. Я снова включила вафельницу, осознанность поступков вернулась и стала думать: «Отчего же такое отношение к Крещению?». Ведь не увидишь каждый день такого, не нырнёшь в прорубь с головой в декабре или феврале. Священники на этот счёт высказываются осторожно:
«Если человек, совершающий такое купание, думает о Боге, ради Него это делает. И тогда это окунание – форма приобщения благодати Духа Святого».
«Некое механическое благочестие – разделся, в воду окунулся – и всё, ты уже весь духовный. Это как бы инициация – испытать холод, жар, боль. Говоря на языке современного искусства, это акционизм – человек решает свою религиозную проблему через какое-то лихое действие».
(Священник Сергий Круглов, Свято-Георгиевского храма Кишинева)
(Протоиерей Виталий Шинкарь, клирик Свято-Георгиевского храма Кишинева)
Не все, кто пришёл в Крещение к святому источнику связали это со своим приходом к Богу. В очереди и мат был слышен, и насмешки, да и запах от некоторых исходил алкогольных паров.
Для меня же был важен вопрос доверия: поверила мужу, что всё будет хорошо, нырнула, вынырнула, чувствую себя прекрасно.
Авторский чай:
В термос засыпать ягод, заготовленных летом: малина, вишня, облепиха, брусника, всего понемногу, что есть. Нарезать тонко имбирь длиной 1 сантиметр отправить его в термос. Выдавить из четвертинки апельсина сок, бросить туда же остатки со шкуркой и заварить кипятком, добавить мёда.
Юлия Исмагилова
Фото автора